E-терапия:
история
Развитие E-терапии с 1972 года
Почти
сразу как только был изобретен Интернет, его потенциал для
психотерапевтической коммуникации был очевиден. Одна из первых
демонстраций Интернета была моделируемая сессия психотерапии между
компьютерами в Стэнфорде и UCLA в течение Международной Конференции по
Компьютерной Коммуникации в октябре 1972.
Группы
поддержки самосовершенствования онлайн были предшественниками e-терапии;
успех и исследования этих групп показали потенциал такой коммуникации
при консультировании по личностным и межличностным проблемам. С 1976
года после введения первых персональных компьютеров стали создаваться
неофициальные группы поддержки. В национальном масштабе это стало
популярным с 1979 года. Я лично организовывала такие группы уже в 1982
году.
Невозможно точно сказать, когда психологи (психотерапевты) начали
взаимодействовать с клиентами онлайн. Самое раннее известное
организованное консультирование онлайн было «Ask Uncle Ezra» - «Задайте
вопрос uncle Ezra», название в честь Ezra Cornell, основателя
Университета в Итака, Нью-Йорк, University in Ithaca, NY,
вебсайт. Студентам этого Университета
предложили бесплатные консультации психологов онлайн. Сервис
«Психологические консультации онлайн» был основан его директором
Jerry Feist и Steve Worona, и с сентября 1986 года этот сервис
работает и по сегодняшний день.
Ivan Goldberg, M.D.
начал отвечать на вопросы онлайн, рассказывая о лечении депрессии, по
крайней мере, с 1993 года. Он не предлагал задавать вопросы на его
собственном популярном вебсайте подназванием "Центр по проблемам
депрессии" (вебсайт),
но великодушно работал неофициальным советником группы «Идущие в темноте»
(группа онлайн поддержки страдающим от депрессии), отвечая на
информационные запросы о медицинской и психологической помощи при
лечении депрессии.
John Grohol, Psy.D.
в 1995 году предложил бесплатные консультации в популярном еженедельном
общественном чате (вебсайт).
Платные услуги психологического консультирования начали появляться в
Интернете в середине 1995 года. Самым первым был Leonard Holmes,
Ph.D., который предложил "Условно-бесплатную Психологическую
Консультацию" (вебсайт)
на основе оплаты только в том случае, если это помогает. Ориентир был на
один вопрос клиента (соответственно, на один ответ психолога). Об
установлении отношений «терапевт-клиент» пока речи не шло. Leonard
Holmes говорил, что когда он только настраивал вебсайт, рекламируя
свою практику, он уже начал получать электронную почту от людей,
запрашивающих помощь; было очевидно, что люди были готовы обратиться к
психотерапевтам через Интернет.
Два
других вебсайта "Help Net" и "Shrink Link" на основе платы стали
доступны с осени 1995 года (оба сервиса на сегодняшний день закрыты).
David Sommers, Ph.D.
можно считать пионером "e-терапии". Он был первым, кто предложил платное
интернет-обслуживание, в котором больше чем один ответ на единственный
вопрос клиента, он стремился установить долговременные, продолжительные
отношения при консультировании, терапии онлайн. С 1995 по 1998 год
David Sommers работал с более чем 300 клиентами онлайн. David
Sommers использовал несколько технологий Интернета для e-терапии, прежде
всего электронную почту, но также и чат в реальном времени и
видеоконференции.
Ed Needham, M.S.
установил IRC chat service (вебсайт)
в августе 1995 года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на
взаимодействии e-терапии через чат в реальном времени. Он работал с 44
клиентами с 1995 до 1998 год. Другие ранние исследователи
продолжительной e-терапии это the Pink Practice в Лондоне (вебсайт).
Хотя они не профессиональные психологи (психотерапевты), но нельзя не
упомянуть о Samaritans (вебсайт).
Это прошедшие обучение добровольцы - консультанты кризисного центра, они
отвечают на электронные письма от людей, которые находятся в отчаянии,
на грани самоубийства ежедневно с 1994, анонимно и без оплаты. Их
благотворительная работа имеет огромную ценность. К 2001 году
добровольцы Samaritan ответили на письма примерно от 64 000 человек.
Арина Минькова
www.consulty.ru
|