Стратегии достижения
успеха(цели).
Техника НЛП. Хрустальная радуга.
(Смоделировано по Стивену
Гиллигену)
Данный процесс можно применить по разным поводам от создания доверия и
мотивации до управления привычками и проблемами, связанными со
здоровьем. Его можно применять всегда, когда клиент знает, каков
желательный результат. даже если у него нет ни малейшего понятия, как
это сделать. Читая между строк, вы обнаружите, что весь процесс можно
провести как «секретную терапию», и что совершенно незачем знать
что-либо о содержании используемых клиентом образов. Клиенты часто
демонстрируют внезапные и глубокие изменения в случаях, когда все
другие психотерапевтические методы не сработали.
Можно начать процесс со стандартного наведения транса, а можно просто
попросить клиента расслабиться и закрыть глаза. Используемая
визуализация естественно вызовет сфокусированное внутрь состояние,
достаточно глубокое для успешной работы.
1.Создайте над горизонтом радугу.
Описывая ее, укажите «начало» радуги (обычно слева) и ее «конец».
Описывая правый конец радуги, можно обратить внимание клиента на то, что
мифы и легенды утверждают, будто там можно найти горшочек золота.
2. Установите на радуге 7
хрустальных шаров, в которых клиент будет видеть образы.
Расскажите о хрустальных шарах гадалок, в которые можно заглядывать и
видеть образы. Дайте клиенту несколько минут на создание представления
об этом. Поместить шары на радугу через равные промежутки. При этом
можно установить сразу все шары, а можно делать это постепенно в порядке
необходимости.
3. Шар, представляющий настоящее
время – «сейчас», устанавливается на вершину радуги.
Это шар №1. «Сейчас» может означать то, что является в данный момент
проблемой, то что никак не решается в жизни и т.д. Попросите взглянуть в
шар №1 и увидеть диссоциированный образ себя в настоящем. (образы во
всех шарах должны быть диссоциированными).
4. Шар, обозначающий точку
возникновения проблемной ситуации, устанавливается в начале радуги.
Шар №2. Предложите, что бы клиент позволил возникнуть в этом шаре на
левом конце радуги образу, представляющему начало проблемы, с которой вы
сейчас начали работать. Это может быть событие, положившее ее начало,
или самое раннее воспоминание о ней. Пусть клиент использует любой
внешний образ, заверьте его, что предложит им их подсознание, это и есть
правильный выбор.
5. Шар, обозначающий будущий
(желаемый) результат, помещается в конец радуги.
Шар №3. Обратите внимание клиента на правый конец радуги. Это то место,
где зарыт горшочек с золотом. Скажите, что в шаре появится образ,
представляющий собой их самих в будущем, когда нынешняя проблема будет
полностью решена. Убедитесь, что возникший образ привлекателен, желаем и
действительно заманчив. Проверьте, что все качества, которыми желает
обладать клиент, так или иначе представлены в шаре.
6. Обзор.
Еще раз пройдите по структуре радуги, местам расположения хрустальных
шаров и их значению.
7. Развитие ситуации.
Шары №4 и№5. Предложите клиенту увидеть два образа, представляющих
развитие ситуации, в 2 шарах, расположенных между началом и сейчас. Это
развитие может принять форму возникновения новых проблем, или открытий,
или решения пройти терапию и т.д.
8. Повторите обзор всей
структуры. Как и
раньше, просто напомните клиенту, что у вас уже есть , указывая на
разные образы и их места на радуге справа на лево. Цель обзора –
убедиться, что клиент следует за вами. И неявно внушить, что он имеют
дело с временной линией, у которой есть начало, которая проходит через
некоторые стадии развития к настоящему, и которая заканчивается успехом.
9. Напустите туман.
Здесь следует оставить радугу в покое и поговорить с клиентом о его
опыте рассматривания тумана и через туман. Отметить как бывает полезно
смотреть через туман до прояснения. Обратить внимание клиента как
появляются объекты из тумана, как их очертания становятся более ясными и
четкими при появлении ветерка. раздувающего туман. Туман можно
воспринимать как удобное теплое одеяло. Можно встретить такой туман, что
невозможно что-либо рассмотреть прямо у самого лица.
10. Установите 2 «затуманенных»
шара на радуге между сейчас и будущим.
Шары №6 и №7. Верните клиента к
радуге и напомните, что осталось еще два шара, о которых вы еще не
говорили. Раз уж шла речь о тумане, то скорее всего они будут наполнены
туманом. поскольку мы не можем знать как будут происходить предстоящие
изменения, есть смысл в том, что эти образы несколько расплывчаты. Дайте
клиенту достаточно времени, чтобы его подсознание могло начать
преобразования в этих шарах.
11. Ассоциация с последним
шаром. Предложите
клиенту развернуть радугу на 90 градусов, так, чтобы шар №3 оказался в
центре тела клиента (голова, сердце и т.д.).
12. «Прочувствуйте» будущее.
Предложите клиенту испробовать, как ощущается шар будущего, и узнать,
как он действительно будет чувствовать себя в будущем. Предложите ему
узнать, как он будет жить в будущем, когда окажется там. Убедитесь, что
клиент ассоцирован и переживает события, как если бы они на самом деле
происходили сейчас.
13.Обзор из будущего.
Скажите клиенту, что теперь,
из этого места в будущем, он может взглянуть на прошлое, назад, на
радугу, и увидеть все образы как историю, находящуюся в шарах.
(Возникновение, развитие, сейчас и два других, расплывчатых,
затуманенных образа). Предложите клиенту обратить внимание на то, как
по-другому они могут смотреться из будущего. Сохраняйте ориентацию
клиента во времени.
14. Необязательный идеомоторный
сигнал. Этот шаг
необязателен, но он может быть крайне полезен, поскольку дает вам
обратную связь и может послужить убеждением для клиента. Получите сигнал
от подсознания, указывающий на то, что оно обдумало этот процесс и
готово использовать то, чему научилось сейчас, что бы решить проблему.
15. Экологическая проверка.
Возможны модификации
использования техники. В первую очередь следует обратить внимание на
клиента, с которым Вы работаете. Насколько развито у него воображение,
насколько легко он конструирует, создает новые образы. Применяйте
субмодальное редактирование.
|