АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

ВЛИЯНИЕ И УСПЕХ

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Выпуск 65

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

 

Выпуск 65. Техника вращения иконок и ее модификации

 

Техника вращения иконок и ее модификации

Техника «вращения иконок» была разработана создателями «Другой половины НЛП» Джо Маншоу и Нельсоном Зинком. Она опирается на использование сенсорных модальностей, сознательных и бессознательных процессов и разных уровней конкретики - абстракции представлений опыта. Ее результатом является выработка некоего творческого метода перехода к желаемому состоянию. Сам этот метод не специфицируется, но, как правило, спонтанно обнаруживает себя в происходящем впоследствии.

Опишу собственный вариант, модифицированный.

  1. Предложите клиенту представить текущее состояние (поведение, чувство и т.п.), которое является проблемным. Представление должно быть специфическим, желательно с использованием всех модальностей. При этом оно не обязано быть реалистическим, возможен и фантазийный образ, лишь бы клиент был уверен, что оно отражает именно требуемое состояние. Особенно отметьте (уточните специально) локализацию образа в пространстве клиента.
  2. То же самое проделайте относительно образа желаемого состояния (с соблюдением всех экологических проверок). Так же обратите внимание на расположение этого образа.
  3. Предложите клиенту сформировать для каждого конкретного образа символические картинки-иконки (пользуясь компьютерной аналогией, а вообще – приспосабливайтесь к языку клиента – «символы, наброски, значки»). Проще всего позволить им самим появиться. Иконки могут быть детально проработанные или простые, схематичные – зависит от клиента. Они должны располагаться на тех же местах, что и первоначальные конкретные образы.
  4. Предложите клиенту сначала медленно, затем все быстрее вращать символы-иконки так, чтобы они поочередно менялись местами. Вращаясь, они сливаются в сплошное кольцо, которое быстро сжимается. Пусть клиент позволит ему сжаться, а на его месте (из него) – появиться новому символу (он появляется сам как продукт бессознательного). Если нужно, пусть клиент приблизит к себе этот новый символ, чтобы рассмотреть. Разбираться, что он может значить не нужно. Процедура занимает обычно 7 – 10 секунд.
  5. Предложите клиенту представить будущие действия – конкретные, если речь идет о специфической ситуации, или типичные, если дело касается просто состояния (например, выхода из депрессии). Задайте вопрос: «Из возможных вариантов ваших действий в этой ситуации, какие наиболее резонируют с этим новым символом (соответствуют ему и т.п.)?» Если возможно, рассмотрите несколько ситуаций. Заметьте – варианты могут быть очень неожиданными и не соответствовать каким-либо стандартным «терапевтическим» ожиданиям. Доверьтесь бессознательному клиента. Если работа касается телесных состояний, бывает полезно «инкорпорировать» конечный символ, «вобрать в себя», «растворить» в теле – ориентируйтесь на реакцию клиента.

В методике Маншоу-Зинка на пятом шаге клиенту рассказывается первая пришедшая на ум терапевту по поводу возникшего символа метафора и предлагается найти в ней какой-то личный смысл, связанный с контекстом проблемы клиента. Это позволяет полнее подключить к решению сознание клиента. Впрочем, это, скорее, дополнительная процедура, основная работа выполняется на первых четырех шагах. Предложенная модификация проще, легче принимается клиентами и весьма повышает эффективность техники в целом. Разрешение использовать метафорические образы также повышает гибкость методики (но они должны быть сенсорно представлены).

Также удобнее начинать работу сразу с рассмотрения всех модальностей (у авторов исходного варианта – отдельный процесс для каждой). Это делает представление более полным. Если какая-то модальность начинает доминировать, мы можем сосредоточиться на ней. Аналогом вращения в аудиальной сфере служит «перетекание» звуков (символических представлений, например, фраз) вплоть до слияния и появления нового. Примерно то же происходит и с ощущениями. Но чаще, конечно, работа ведется с визуальными образами.

Что если первоначальные образы будут находиться на одном и том же месте? Крайне редко, но бывает. Просто позвольте одному из них передвинуться так, как покажется удобным. Это происходит без труда, а разница локализаций существенна.

В целом, техника позволяет работать с самыми разнообразными проблемами и вопросами личностного роста даже без особых модификаций.

При изменении убеждений эффективнее действует следующий вариант.

  1. Идентифицируем состояние, связанное с текущим, ограничивающим, неэффективным убеждением.
  2. Идентифицируем состояние сомнения, неопределенности.
  3. Идентифицируем состояние, связанное с новым, предпочитаемым убеждением.
  4. Для каждого состояния получаем символы-картинки на соответствующих местах.
  5. Осуществляем процесс слияния для символов пары «старое убеждение – сомнение».
  6. Используя появившийся символ-иконку, осуществляем тот же процесс для него и символа «нового убеждения».
  7. Закрепляем результат исследованием «резонанса» с полученным символом.

При необходимости можно еще расширить спектр переходных состояний, предложив, например, такую цепочку состояний: убеждение-1, сомнение, открытость выбору (изменению), любопытство, убеждение-2.

Можно также вводить переходные шаги в процесс абстрагирования. Например:

  1. Идентифицируем проблемное состояние, связанное с какими-либо прошлыми событиями, ситуациями.
  2. Предлагаем бессознательному отметить соответствующие моменты в прошлом на Линии Времени (первый уровень абстракции).
  3. Находим символ-значок для всей этой конструкции (второй уровень абстракции).
  4. Находим символ для «чистой» Линии Времени или же «нагруженной» желаемыми состояниями.
  5. Применяем технику «вращения иконок» к этим двум символам.

В общем и целом, это еще один комплекс зачастую удобных методов для облегчения изменения, не кардинально отличный от других, но со своими особенностями.

Ярослав Коряков

 

 
                                                                                                           

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite» 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 902 602 08 65

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 10.07.2007                                                                                                                                           

Hosted by uCoz