АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

ВЛИЯНИЕ И УСПЕХ

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Выпуск 23

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

Иванов В.Д. ,Иванова Е.В., Иванова А.В.

Прическа как элемент имиджа педагога

 

 

Выпуск 23 *******    8 мая 2006г.**********************

Иванов В.Д.,Иванова Е.В., Иванова А.В.

Прическа как элемент имиджа педагога

Внешние атрибуты поведения педагога еще недостаточно изучены в отечественной педагогике. Ряд работ, выполненных в 70-80 годы  в русле социальной перцепции, положили начало научному осмыслению роли эмоционально-когнитивных образований, возникающих в процессе восприятия различных компонентов внешности человека, в регуляции общения, создания образа о личности субъекта взаимодействия. Одним из фундаментальных выводов работ того времени можно считать вывод о когнитивно-регулятивных, информативных, эмотивных, эмоциональных функциях образов и представлений, интерпретаций, появляющихся в результате восприятия внешности человека.

Из экспериментальных исследований (1,8) известно, что человек узнает другого по очертанию лица и форме прически, что различение мужского и женского пола осуществляется на основе формы прически. Так как лицо выступает в общении в качестве фокуса, на котором концентрируется восприятие, то оно играет ведущую роль в формировании представления о партнере, а вместе с ним и прическа. Она как среднеустойчивый элемент внешности человека влияет на формирование определенного психологического содержания образов о нем и о его социальной роли(5). Являясь среднеустойчивым элементом, включение которого во внешний облик человека ограничено различными социо-культурными, социальными, поло-возрастными факторами, прическа как бы вбирает в себя те психологические и социально-психологические характеристики личности, которые важны с точки зрения вышеназванных ограничений. Об этом свидетельствуют работы(2,3,4,6,7,11), рассматривающие историю становления прически как социо-культурного, социального, эстетического феномена. В них подчеркивается, что прическа видоизменялась на протяжении истории человечества под влиянием таких факторов, как религиозные предрассудки, установки и стереотипы общества, его социально-иерархическая структура, уровень экономического развития, политическая ориентация и состояние института власти в обществе.  Учитывая эти функции прически, можно констатировать, что она постоянно выступает в роли транслятора общественно-значимых и субъективно - значимых характеристик личности, исполняющей определенную социальную роль, и сама прическа с ее психосемантическим пространством входит в структуру социальных ожиданий относительно тех или иных ролей.

В прическе, как следует из работ (2,7,11) запечатлены также черты индивидуальности человека, отпечаток его вкусов и взглядов. Поэтому  прическе присуще наряду с культурными, социальными, религиозными, профессиональными, эстетическими функциями, экспрессивно-диагностические  и маскировочные (корректирующие) функции. С помощью прически можно скрыть или подчеркнуть особенности строения лица, отражающие наиболее важные и выразительные черты личности человека, изменить представления о возрасте человека и т.д.

Таким образом, прическа человека как элемент его внешнего облика выполняет ряд функций, в том числе и социально-психологические, среди которых следует назвать когнитивно-регулятивную и  функцию статусно-ролевой, возрастно-половой, групповой идентификации.

Нами была поставлена задача рассмотреть психологические и социально-психологические характеристики прически как части имиджа педагога. Цель эмпирической части исследования состояла в том, чтобы определить взаимосвязи между уровнем привлекательности прически, структурой ее психосемантического пространства и отношением к педагогу старшеклассников.

                            Методика и процедура исследования.

1. Для проверки гипотезы о том, что каждая прическа характеризуется определенным психосемантическим пространством была использована методика психосемантического дифференциала, разработанная В.Ф. Петренко (9,10) и модифицированная в соответствии с задачами исследования. Вариант личностного семантического дифференциала включает в себя 41 пару прилагательных- антонимов, характеризующих личность человека.

2. Для проведения эксперимента была использована компьютерная программа «cosmopolitan 3 deluxe edition» - виртуальный имиджмейкер – полностью на руском языке. Программа позволяет, загрузив фотографию, создать новый имид-прическу, подобрать цвет волос, макияж, выбрать стиль одежды, задав-выбрав свои параметры.        

3. Для проверки гипотезы о взаимосвязи между уровнем привлекательности прически и структурой ее психосемантического поля была использована процедура ранжирования причесок. Респонденту предлагалось проранжировать все прически по критерию "привлекательные - непривлекательные".        

Математическая обработка данных включала   вычисление оценки вероятности приписывания i-той характеристики личности для j-той прически по группе из N испытуемых:                                                                            

          PijA = (N - n) -1 S Alij     PijБ = (N - n) -1 S Бlij ,

Для построения  "психосемантического поля" прически отбирались характеристики с Pij>=0,75. Результаты психосемантического анализа причесок определялось вычислением оценки вероятности приписывания причесок определенной группы ("привлекательные", "отвергаемые", "нейтральные") для каждой статусной роли педагога:Pmk = N -1 S Gmlk/Glk ,

где Glk - все прически, выбранные l-м испытуемым для k-ой статсуной роли педагога; G m - прически m-ой группы причесок (+,0,-),       выбранные l-м испытуемым для k-ой статусной роли педагога.

Таким образом была получена матрица выборов групп причесок в зависимости от отношения старшеклассников к педагогу. При Pmk>=0,5 считаталось, что приписывание определенной группы причесок той или иной статусной роли педагога является значимым, а при 0,3<Pmk<0,5 считалось, что имеется тенденция в отнесении прически к определенной статусной роли.

В эксперименте приняли участие 235 старшеклассника (10 – 11 классов) школ г.Челябинска.                             

 Результаты исследования

С помощью метода ранжирования причесок по критерию "привлекательные - непривлекательные" были выделены три группы причесок: "привлекательные прически"; "отвергаемые прически"; "нейтральные прически". Используя методику ЛСД, были определены наборы личностных характеристик, соответствующих прическам, попавшим в одну группу.

          Психосемантические поля "привлекательных причесок" включают такие характеристики личности, как: честный (1,0), мягкосердечный (1,0), чувственный (1,0), молодой (1,0), дружелюбный (1,0 ), обаятельный (0,95), добрый (0,94), благородный (0,94), эмоциональный (0,92), непринужденный (0,89),  сексуальный (0,89), привлекательный (0,89), спокойный (0,88), самоуверенный (0,88), моральный (0,88), утонченный (0,87), современный (0,87), прямой (0,87), приятный (0,84), счастливый (0,82), веселый (0,81), умный (0,79), жизнерадостный (0,78), общительный (0,76), чистый (0,76), наивный (0,76), интересный (0,95), открытый (0,8), гордый (0,85), смелый (0,81), сильный (0,77). Как следует из личностных характеристик, приписываемых прическам, лица, носящие прически из группы "привлекательные прически", представлены в качестве субъектов общения, обладающих необходимыми для успешного взаимодействия  аттрактивными чертами (привлекательный, обаятельный, сексуальный, приятный, наивный, интересный), эмоционально-экспрессивными параметрами личности  (чувственный, эмоциональный, непринужденный, счастливый, жизнерадостный, веселый), позитивным отношением к другому (общительный, дружелюбный, мягкосердечный, добрый, открытый), нравственно -этическими качествами (честный, чистый, моральный,  благородный), интеллектуально - волевыми свойствами личности (спокойный, самоуверенный, прямой, умный, гордый, смелый, сильный); эстетическими особенностями (утонченный, молодой, современный).

Прическам из группы "привлекательные" приписываются исключительно положительные характеристики личности. В структуре психосемантического поля "привлекательных" причесок центральное место занимают аттрактивные, эмоционально-позитивные отношения к другому.

В отличии от "привлекательных" причесок психосемантическое пространство "отвергаемых" включает исключительно отрицательные, негативные характеристики личности:   скучный (1,0), унылый (0,95), неприятный (0,89), скованный (0,88), себе на уме (0,88), замкнутый (0,83), несчастный (0,82), отталкивающий (0,82), несексуальный (0,81), холодный (0,81), грубый (0,8), равнодушный (0,78), конформный (0,78), неряшливый (0,76), закомплексованный (0,75), робкий (0,75) гордый (0,85), хитрый (0,75), типичный (0,75). Центральное место занимают как и в случае с "привлекательными" прическами аттрактивные свойства личности и эмоционально-экспрессивные характеристики. Но данные параметры имеют противоположный знак, несут негативный смысл: отталкивающий, непривлекательный, холодный, скованный, несчастный, унылый и т.д. человек. Он наделяется также некоторыми особенностями контактирования, отношения с другими людьми : конформный, робкий, замкнутый,  хитрый, себе на уме,  закомплексованный, грубый, скучный. Внешний вид человека, имеющего прическу из группы "отвергаемых", определен как неряшлевый, типичный.

Таким образом, в психосемантическом пространстве "отвергаемых" причесок преобладают негативно-аттрактивные характеристики и негативные оценки личности как субъекта общения, отношений.

Промежуточное положение занимают образы феминности, возникающие  в результате восприятия причесок из группы "нейтральные". Психосемантическое поле этих причесок включает следующие характеристики  личности: гордый (0,94),    сильный, (0,89), активный (0,89), умный (0,88), трудолюбивый (0,88), прямой (0,88), обаятельный (0,88), благородный (0,86), аккуратный (0,83), спокойный (0,83), жизнерадостный (0,82), счастливый (0,82), приятный (0,81), честный (0,81), веселый (0,81), уравновешенный (0,79), добрый (0,79), самоуверенный (0,78), смелый (0,78), привлекательный (0,76), дружелюбный (0,75), отзывчивый (0,76), моральный (0,76). мужественный (0,75), непринужденный (0,75)

Ведущее место в структуре психосемантического поля причесок данного типа занимают характеристики личности, создающие образ сильного, активного, умного и в то же время доброго, отзывчивого, дружелюбного человека. В отличии от психосемантических полей "привлекательных" и "отвергаемых" причесок, в которых достаточно полно представлены аттрактивные, эмоционально-чувственные  экспрессивные характеристики личности, в психосемантичнском пространстве "нейтральных" причесок  эти характеристики личности представлены минимально. Наиболее интересным является отсутствие оценки сексуальности и присутствие таких мускулинных черт, как мужественность, сила, самоуверенность, уравновешенность и т.д.

                                  Список  литературы

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2.Иллюстрированная энциклопедия моды. -Прага, 1987.

3. Колпинский Ю. Образ человека в искусстве. Древняя Греция. -Ленинград, 1939.

4. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: Культурологический анализ. - М., 1992.

5. Лабунская В.А., Буракова М.В. Психосемантическое пространство причесок и женских социальных  ролей  //Прикладная психология. 1998, № 6.

6. Лившиц П., Темкин А. Сценический грим и парик. М. , 1953.

7. Логинова В. Заметки художника-гримера: Методическое пособие. - М.,  1978.

 8. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей// Вопросы психологии - 1974, № 2.- с. 50-57

 9. Петренко В.Ф.  Психосемантика сознания. - М. , 1988.

10. ПетренкоВ.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии - 1986, № 3. -c. 133-143.

11. Школьников С.П. Прически, головные уборы и украшения для сцены.- Минск,  1975.

 

 

*************************
Обмен ссылками

   По многочисленным просьбам подписчиков в рассылке действует постоянная рубрика "Обмен ссылками". Любой подписчик может прислать свое предложение об обмене ссылками с читателями рассылки.

**************************

Объявление принимаются на платной основе. Стоимость одного объявления зависит от количества подписчиков рассылки (т.е. чтобы узнать стоимость объявления необходимо общее количество подписчиков разделить на 100 и округлить результат  + 10 руб). Текущее количество подписчиков можно узнать на сайте http://psy-treningcentr.narod.ru.

Чтобы подать заявку Вам необходимо написать мне письмо по адресу psy-treningcentr@mail.ru , в котором, для облегчения процедуры обмена, Вы должны сообщить следующее:
1. Категория (укажите тематику вашего сайта)
2. Название сайта
3. URL (HTTP://... и т.д.)
4. Описание сайта
5. Код текстовой ссылки
6. Код кнопки (если есть)
7. Ограничения (напишите, с какими сайтами вы не хотите меняться ссылками)
8. Адрес почтового ящика для предложений по обмену (для защиты будет написан с пробелом перед @)

 9. Сколько раз публиковать Ваше объявление
10. Предпочтительный вид оплаты  в яндекс – рублях.

11. Ограничения: не принимаются предложения от сайтов, нарушающих законодательство РФ, призывающих к насилию и национальной розни, а так же порнографического характера.

12. Я сообщу Вам № кошелька, на который нужно будет перевести сумму.

******************

Как только Вы переведете деньги и сообщите мне об этом в письме, Ваше объявление будет опубликовано в ближайшем выпуске рассылки.

***********************

Какие выгоды Вы получите от публикации Вашего объявления в  рассылке:
1. В отличие от каталогов ссылок, куда заходят далеко не все посетители сайтов, Ваше объявление
прочитают все подписчики рассылки, т.к. объявление опубликовано на первой странице!
2. В каталоге Вашу ссылку со временем могут удалить, а в рассылке она останется навечно, т.к. будет находиться
в архивах  рассылок и в архиве на сайте
3.
Архивы рассылок посещаются гораздо чаще, чем каталоги ссылок
4. Оплатив публикацию сразу за месяц, Вы
экономите свои деньги, т.к. со временем количество подписчиков будет расти, а значит будет расти и стоимость объявления
5. На сегодняшний день (24 апреля 2006)
стоимость одного объявления составляет всего 14 рублей. Торопитесь, через неделю  будет дороже!

 

 

 

**********************************************************************

Информацию о VALYO trenings – трениговом центре в г.Челябинске, его работе, проектах, мастерских, психологическом консультировании Вы можете найти на сайте:

http://psy-treningcentr.narod.ru/    

Со мной можно связаться по электронной почте: psy-treningcentr@mail.ru

 

 

VALYO trenings – трениговый центр в г.Челябинске

Ближайший тренинг: Мастерстство коммуникации - 1.

Лидер тренинг - 1.  NLP   И здоровье - 1.

Вечерний тренинг по средам с 17ч. до 20 ч.: Техники NLP. По одной техники за минитренинг.

************************************************

По пятницам тусовки в клубе любителей NLP PSY-tonic

************************************************

Приглашаем Вас принять участие в тусовках (чат в реале) клуба любителей NLP PSY-tonic при VALYO PSY trenings. Тусовки проходят по пятницам с 15-20 до 18ч. по адресу Челябинск ул.С.Кривой 60 ауд 03 УСК (в помещении бассейна, вход с левого торца)

        **********************************

Если у Вас есть интересные материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в инете – присылайте. Они будут разосланы и помещены в архив на сайте. Все авторские права сохраняются.

******************************************

Архив рассылки: http://psy-treningcentr.narod.ru/archiv.htm    

 

******************************************

Пишите о том, что хотелось бы Вам получить в рассылке.

До скорой встречи в следующем выпуске.

                                                                                      Валентин.

 

 

 

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite» 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 902 602 08 65

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 10.07.2007                                                                                                                                           

Hosted by uCoz