АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

ВЛИЯНИЕ И УСПЕХ

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Выпуск 22

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

Выпуск 22.  *******    2 мая **********************

Визуальный контакт в педагогической практике

Иванов В.Д., Иванова Е.В., Иванова А.В.

 

 

Визуальный контакт в педагогической практике

Иванов В.Д., Иванова Е.В., Иванова А.В.

 

В статье представлены результаты

изучения         визуального         контакта   в

педагогической       практике,     приводится

 описание различных визуальных контактов.

 

Одним из важнейших  факторов эффективности педагогической коммуникации  является  визуальное взаимодействие между педагогом и воспитанниками. С помощью контакта глаз учитель получает очень важную и достоверную информацию о состоянии учеников, их отношении к происходящему в классе, к той информации, которую сообщает учитель. С помощью контакта глаз учитель устанавливает и поддерживает контакт с учащимися, выражает свое одобрение или неодобрение ученику, подчеркивает важность информации, выражает свое отношение к воспитанникам и т.д. В педагогической коммуникации визуальный контакт выполняет ряд важнейших функций: от установления контакта и его поддержания, до выхода из контакта и создания благоприятных условий для последующих контактов учителя с учеником. При этом большое значение имеет продолжительность контакта глаз (бегающий взгляд, пристальный и пр.), особенность взгляда (отсутствующий, оценивающий, злой, тяжелый, добрый, поощряющий, ласковый и т.д.), направленность (прямой, с боку, из-под век, из-подо лба, с верху, с низу), сила взгляда (испепеляющий, отстраненный и др.), статичность – подвижность контакта.

 Р.Экслайном и М.Аргайлом (Argyle M., 1975) установлено, что направление взгляда в общении зависит от его фиксации, от содержания общения, от индивидуальных различий, характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений.

 А.А.Леонтьев (Леонтьев А. А., 1974.), подводя итоги обзора исследований контакта глаз, подчеркивает значимость не столько статистических параметров ориентировки, сколько их изменения: часто ли смотрит собеседник  в глаза партнеру - менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает.

Х.Миккин выделяет несколько функций визуального контакта:

  • установление и поддержание социального взаимодействия, которое могут характеризовать быстрые и короткие взгляды, позволяющие установить первоначальный контакт для дальнейшей коммуникации;
  • информационный поиск (в этом случае говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в главных пунктах сообщения, а слушающий - на говорящего);
  • поддержание стабильного уровня психической близости (ситуация, при которой глаза просят подтверждения слушающего эмоциональному высказыванию говорящего);
  • стремление выставлять или скрывать свое "Я";
  • оповещение об освобождении канала связи (Миккин Х. C., 1993).

Выявление закономерности визуального контакта используется для формирования определенного стиля невербального поведения учителя создающего впечатление, что каждый из тех, с кем из детей встречается он взглядом, одинаково важен для него, при этом  педагогу важно знать, что людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд - горячка, возбуждение;
  • усиленное моргание - возбуждение, обман.

Педагогу необходимо знать, что люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины. В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза когда слушают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд  в глаза  в момент произнесения диалога. Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к Вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • "отсутствующий взгляд" - сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда - стыд, обман;
  • взгляд сбоку - недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие.

Глаза как «зеркало души», «залог верности», «кратер ненависти», «символ жизненной силы» и «сияющие звезды» особенно часто соотносятся с психическими состояниями. Глаз действительно очень важный орган. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Мы инстинктивно точно сразу же определяем, какие глаза смотрят на нас: мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, колющие, пустые, невыразительные, стеклянные, тупые, искрящиеся, радостные, пылающие, холодные, отсутствующие или влюбленные. Взгляд  может возбуждать, приковывать, восхищать. Взгляд может «выражать больше, чем слова», но может и «убивать». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.

         Близко расположенные друг к другу глаза должны означать «идеализм, доходящий до фанатизма, сочувствие и довольно значительную приверженность той или иной теории». Далеко отстоящие друг от друга глаза должны свидетельствовать о «холодном как лед, трезвом в суждениях и практичном» человеке. Большие и широко расставленные глаза должны характеризовать волевых, надежных, способных к языкам и энергичных людей, в то время как по маленьким глазам можно судить о том, что те, кому они принадлежат, подверженные влиянию, зачастую ненадежные и поверхностные люди.

         Вытаращенные глаза. Вытаращенными называют такие глаза, которые раскрыты сверх нормы. Глаз представляет собой, подобно носу, рту и ушам, орган чувств. Широта его раскрытия говорит таким образом о том, что хотят воспринять больше, чем обычно, информации. Нередко наряду с вытаращенными глазами отмечается и раскрытый рот. Эта поза выдает стремление ничего не упустить, когда все органы чувств приведены в оптимальную готовность к восприятию.

         Полностью раскрытые глаза. Полностью раскрытые глаза («во все глаза») говорят об исключительно открытой натуре с повышенной чувственной восприимчивостью и готовностью к духовному, интеллектуальному восприятию, а также об общем интересе. Полностью раскрытый глаз говорит о следующем:

·     об интеллектуальной продуктивности (глаз «воспринимает» творческие идеи),

·     о представлениях, являющихся результатом воображения, например у мечтательных детей,

·     о невинности (многие мошенники используют до предела раскрытые глаза, чтобы вызвать доверие к себе).

         Открытые глаза. Открытые глаза свидетельствуют об оптимистичном восприятии окружающего. Степень раскрытости глаза сама по себе объясняется зрительной функцией глаза. Открытые глаза говорят о состоянии нормального интереса вплоть до оптимистической заинтересованности внешним миром.

         Потупленные глаза. Если верхнее веко почти без напряжения прикрыто и закрывает верхнюю часть глаза, то в таком случае говорят о том, что взгляд потуплен. В качестве мимической формы потупленные глаза свидетельствуют о равнодушии, апатии, вялости, эмоциональной ослабленности, отчаянии и надменности. Человек с большим самомнением как бы говорит таким положением век, что для него не представляет никакого интереса смотреть на мир нормально раскрытыми глазами. Именно при данном выражении глаз важно учитывать и прочие сигналы поз. Если одновременно опущены уголки губ, то можно предположить высокомерное или пренебрежительное поведение.

         Приоткрытые глаза. Это происходит, когда глазная щель заужена. На шкале выражений это позиция между потупленными и прищуренными глазами.

         Как непосредственная реакция прищуренные глаза означают концентрацию умственных процессов, например осмысление какой-либо идеи. При этом чтобы не отвлекаться, фиксируется та или иная вымышленная точка пространства и за счет этого как бы предваряется критическая обработка самой идеи. Если это выражение глаз сочетается с их поворотом в сторону, то тогда оно выражает состояние нетерпеливого ожидания и лукавства.

         Прищуренные глаза. Такое положение глаз выражает подчеркнуто вынужденную меру защиты и вызывается в большинстве случаев воздействием болезненных или обременительных раздражений, например ярким светом, едким дымом или при попадании в глаза инородного тела или вещества (например, мыльной пены). Кроме того, прищуренные глаза служат выражением общего дискомфорта, например физической боли, неприятных мыслей, следствия какого-то неприятного чувства.

         Прищуривание одного глаза. Используют в основном для тайного изъяснения с кем-либо. Когда прищуривание происходит с меньшим напряжением, это воспринимается как кокетство, в особенности если при этом голова склоняется набок и на губах появляется соответствующая улыбка. “Подмигивание”, одна из форм прищуривания одного глаза, служит для установления тайного взаимопонимания. Такое прищуривание типично для лукавых, шельмоватых, ловких, хитроумных и в то же время для тщеславных, навязчивонахальных людей, а также для мошенников.

         Глаза, закрытые без напряжения. Во время сна и/или при желании не воспринимать больше никаких впечатлений глаза закрываются без особого напряжения. Тем самым выражается самоизоляция от внешних впечатлений и уход в себя. Тот, кто закрыл глаза, не хочет, чтобы его беспокоили. Причиной этого могут быть: раздумья и желание получить наслаждение (например, на концерте). Непринужденное закрывание глаз может быть использовано для подачи сигнала. Закрытые глаза выражают, что в дальнейшей ориентации нет необходимости, что все понятно.

         Движение веками. Выразительная шкала движений век весьма обширна. Поэтому становится ясно, из-за чего многие сигналы и реакции языка поз связаны именно с глазами. У мужчин имеется в распоряжении более многочисленный набор сигналов, передаваемых с помощью глаз, чем у женщин. Это объясняется тем, что глаза являются ярко выраженным средством привлечения внимания, а роль чего-то активно добивающегося человека больше все же подходит мужчине, чем женщине.

         Мигание – это подчеркнуто вынужденная реакция на воспрепятствование, что может быть обусловлено физически каким-либо инородным телом, но также  и негативной причастностью к чему-либо, неуверенностью, смущенностью, нечистой совестью и нервозностью, т.е. какими-то психическими процессами.

         Взгляд прищуренным (приоткрытым) глазом. Служит для недоверчивого контроля, говорит о навязчивости и выражает, пожалуй, даже садизм и агрессивность. Подоплека его может крыться в тайных негативных намерениях, коварстве или угрозе. Собственный взгляд при этом прямолинейно испытующ, а приоткрытое веко затрудняет партнеру получить желаемую информацию. Прибегая к такому взгляду, хотят выяснить намерения других и в то же время скрыть свои. Такой взгляд производит неприятное, колючее, холодное впечатление.

         Взгляд глаз, параллельно направленных на небольшое расстояние. Параллельное положение глаз говорит о том, что перед вами задумчивый человек, погруженный в мир собственных представлений, который лишь смутно воспринимает то, что происходит вокруг него. При случайных встречах с другими людьми он словно не замечает их. Преднамеренно этот взгляд используют в тех случаях, когда кому-то хотят продемонстрировать, что он для вас пустое место.

         Прямой взгляд. Он больше всего подходит для установления зрительного контакта с симпатичными вам людьми. В человеческих взаимоотношениях этот взгляд свидетельствует о заинтересованности и уважительном отношении, в особенности если в сторону партнера обращено лицо. В случае взаимного поворота друг к другу лиц взгляды встречаются на приблизительно одинаковой высоте. Это говорит о том, что собеседники общаются как бы на одном уровне, признавая себя равноправными партнерами. Прямой взгляд широко открытых глаз прямо в лицо другого человека свидетельствует о готовности откровенного и прямого общения. Без всяких тайных причин и околичностей такой взгляд сигнализирует о порядочности, уверенности в себе и прямом характере.

         Взгляд сверху вниз. Он может быть обусловлен разным ростом собеседников или разницей в занимаемых ими позах. Этот взгляд увеличивает расстояние между партнерами и придает хозяину взгляда чувство превосходства, а тому, на кого смотрят, – чувство неуверенности. Он может возникать из-за высокомерия, гордости, стремления властвовать, заносчивости и презрения.

         Взгляд снизу. Может быть обусловлен невысоким ростом, соответствующей позой или опущенной головой. Если такое направление взгляда обусловлено небольшим ростом, то часто за счет принятия соответствующей позы или при помощи других вспомогательных средств предпринимается попытка установления прямого направления взгляда. Если причина в занимаемой позе, то тогда тот, кто чувствует себя слабее, будет стремиться занять такое положение, которое делает возможным прямой взгляд.

         Взгляд снизу, обусловленный склоненной головой, выражает позу подчинения или нападения. При этом полного подчинения, когда зрительный контакт был бы оборван, не предполагается. Тот, кто ведет себя таким образом, несмотря на склоненную голову, все же хочет видеть своего визави. Поэтому в этой позе все-таки заключена определенная доля недоверия и готовности к действию.

Косой взгляд. Может быть направлен как сверху, так и снизу. В первом случае он выражает снисходительность и презрение, во втором говорит об угодничестве. Косой взгляд бросают так, чтобы не попасться при этом.                                             Уклончивый взгляд можно считать своего рода переходным элементом между прямым и косым. Такая уклончивость сигнализирует о бегстве, вытекающим из чувства подчиненности кому-либо. Уклончивый взгляд часто наблюдается в тех случаях, когда не хотят устанавливать зрительный контакт с другим человеком.

         Косой взгляд служит также для тайного наблюдения. Прямой взгляд, полный разворот лица, слишком явно демонстрировал бы, чем вызван интерес. При склоненной набок голове ввести в заблуждение гораздо легче. Если вы попадаетесь, то взгляд можно отвести, не меняя положения головы. Подлинный смысл этого взгляда выдают мимика, положение тела, напряжение.

         Также этот взгляд служит в качестве укрытия от оптических раздражений. Так можно объяснить, например, состояния, выражаемые с помощью косого взгляда: как приподнятость, религиозная благость и жертвенность. Такой взгляд часто используется во время разговоров по телефону, чтобы можно было сильнее сконцентрироваться на том, о чем идет речь.

         Блуждающий взгляд. Блуждающий взгляд выражает либо интерес ко всему сразу, либо – при отсутствии поиска – его отсутствие. В соответствии с той быстротой, с которой взгляд блуждает, можно судить и о любопытстве, и о конкретном поиске чего-либо, и о повышенной раздражимости, производимой впечатлениями, и об упрощенном переживании или болезненно ускоренной реакции. Если блуждение взгляда происходит вертикально по поверхности лица, когда наблюдается прямолинейное поднимание и опускание головы вверх-вниз, то это сигнализирует о повышенном интересе. В сочетании с улыбкой такой взгляд означает восхищение. Если взгляд сопровождается целенаправленно “прохладной” мимикой, тогда создается впечатление трезвого взвешивания, оценки, даже обиды.

         Фиксированный взгляд. При фиксированном взгляде в большинстве случаев наблюдается сужение круговой мышцы и концентрированное напряжение мимики. Такой взгляд, направленный на собеседника, выражает осознание собственной силы и воздействия. У таких людей, выступающих перед аудиторией, наблюдается фиксация взгляда на какой-нибудь точке в пространстве.

(Рюкле Х., М., 1996, Фаст Дж., 1997, и т.д.)

Все системы невербального поведения являются неразрывными и взаимосвязанными. Считается, что равновесие между такесикой (физическим контактом), визуальным взаимодействием и дистанцией является неотъемлемой частью эффективного невербального поведения (Argyle М., N. Y., 1975., Social Situations, N.Y., 1981). Понятно, что слишком интенсивное развитие одной из этих систем может привести к подавлению других элементов невербального поведения. Например, интенсивный тактильный  контакт сопровождается исчезновением контакта глаз. Чем больше дистанция общения, тем реже прямой визуальный контакт. С точки зрения достижения максимальной результативности учет этих факторов крайне важен для педагога. Однако вовсе не обязательно, что оптимальным вариантом является сбалансированное исполнение элементов невербального поведения коммуникации. В конечном счете, выбор зависит как от оценки ситуации и аудитории, так и от особенностей личности учителя, от его конкретного состояния.

Для изучения мнения учителей и учащихся о значении визуального контакта в педагогической деятельности нами проведен опрос 650 учителей и 1500 учеников 8 – 11 классов школ города Челябинска. Результаты представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.

 

 

Таблица 1. Мнение учителей о значении взгляда в организации воздействия и взаимодействия с учащимися в %.

 

 

Взгляд

Поощрение

принятие ученика

Одобрение

принятие

ученика

Нейтральное

отношение

Осуждение

неприятие

отчуждение

1

бегающий взгляд

 

 

 

100

2

пристальный (зрачки сужены)

 

 

 

100

3

пристальный (зрачки расширены)

95

5

 

 

4

отсутствующий (пустой)

 

 

35

65

5

оценивающий

35

45

10

10

6

злой

 

 

 

100

7

тяжелый

 

 

 

100

8

добрый

75

25

 

 

9

поощряющий

100

 

 

 

10

ласковый

85

15

 

 

11

прямой

60

40

 

 

12

с боку

 

 

10

90

13

из-под век

 

 

 

100

14

из-подо лба

 

 

 

100

15

с верху

 

 

 

100

16

с низу

 

 

 

100

17

испепеляющий

 

 

 

100

18

отстраненный

 

 

100

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Мнение учащихся о значении визуального контакта с учителем в %.

 

 

Взгляд

Приятный, хочется общаться

Приятный, располагающий к общению

Нейтральный, мало располагающий к общению

Неприят-ный, хочется избежать общения

1

бегающий взгляд

 

 

 

100

2

пристальный (зрачки сужены)

 

 

 

100

3

пристальный (зрачки расширены)

85

15

 

 

4

отсутствующий (пустой)

 

 

45

55

5

оценивающий

 

 

35

65

6

злой

 

 

 

100

7

тяжелый

 

 

 

100

8

добрый

90

10

 

 

9

поощряющий

100

 

 

 

10

ласковый

100

 

 

 

11

прямой

 

45

55

 

12

с боку

 

 

25

75

13

из-под век

 

 

35

65

14

из-подо лба

 

 

35

65

15

с верху

 

 

25

75

16

с низу

 

 

25

75

17

испепеляющий

 

 

 

100

18

отстраненный

 

 

 

100

 

В основном и учащиеся и учителя одинаково оценивают значение взгляда  в организации педагогического общения. Расхождения есть в оценке оценивающего взгляда, из-под век, с боку, из-подо лба, с верху, снизу. Учителя рассматривают оценивающий взгляд как средство поощрения – 35%, как одобрение ученика – 45%, выражение нейтрального отношения – 10% и 10% как средство осуждения. Учащиеся же рассматривают оценивающий взгляд как неприятный – 65% и 35% как нейтральный.

Таким образом можно отметить, что визуальный контакт имеет огромное значение в педагогической практике и учителям следует обратить внимание на его продуманную организацию.

 

        

  Литература:

1.     Argyle М. Bodily communication, N. Y., 1975.

2.     Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга, -- Краснодар, 1981. --  Вып. 2, стр. 14-24.

3.     Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов - на - Дону: Р ГУ, 1986. – 135с.

4.     Леонтьев А. А. Психология общения, Тарту, 1974.

5.     Миккин Х. Невербальные коммуникации в диадах по материалам экспертных исследований за рубежом // Труды по психологии, вып. 335. №3. – М: МГУ, 1993. – С.110 – 127.

6.     Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра, 1996. – 277с.

7.     Фаст Дж. Язык тела. -- Ростов - на - Дону , 1997.

 

 

 

*************************
Обмен ссылками

   По многочисленным просьбам подписчиков в рассылке действует постоянная рубрика "Обмен ссылками". Любой подписчик может прислать свое предложение об обмене ссылками с читателями рассылки.

**************************

Объявление принимаются на платной основе. Стоимость одного объявления зависит от количества подписчиков рассылки (т.е. чтобы узнать стоимость объявления необходимо общее количество подписчиков разделить на 100 и округлить результат  + 10 руб). Текущее количество подписчиков можно узнать на сайте http://psy-treningcentr.narod.ru.

Чтобы подать заявку Вам необходимо написать мне письмо по адресу psy-treningcentr@mail.ru , в котором, для облегчения процедуры обмена, Вы должны сообщить следующее:
1. Категория (укажите тематику вашего сайта)
2. Название сайта
3. URL (HTTP://... и т.д.)
4. Описание сайта
5. Код текстовой ссылки
6. Код кнопки (если есть)
7. Ограничения (напишите, с какими сайтами вы не хотите меняться ссылками)
8. Адрес почтового ящика для предложений по обмену (для защиты будет написан с пробелом перед @)

 9. Сколько раз публиковать Ваше объявление
10. Предпочтительный вид оплаты  в яндекс – рублях.

11. Ограничения: не принимаются предложения от сайтов, нарушающих законодательство РФ, призывающих к насилию и национальной розни, а так же порнографического характера.

12. Я сообщу Вам № кошелька, на который нужно будет перевести сумму.

******************

Как только Вы переведете деньги и сообщите мне об этом в письме, Ваше объявление будет опубликовано в ближайшем выпуске рассылки.

***********************

Какие выгоды Вы получите от публикации Вашего объявления в  рассылке:
1. В отличие от каталогов ссылок, куда заходят далеко не все посетители сайтов, Ваше объявление
прочитают все подписчики рассылки, т.к. объявление опубликовано на первой странице!
2. В каталоге Вашу ссылку со временем могут удалить, а в рассылке она останется навечно, т.к. будет находиться
в архивах  рассылок и в архиве на сайте
3.
Архивы рассылок посещаются гораздо чаще, чем каталоги ссылок
4. Оплатив публикацию сразу за месяц, Вы
экономите свои деньги, т.к. со временем количество подписчиков будет расти, а значит будет расти и стоимость объявления
5. На сегодняшний день (24 апреля 2006)
стоимость одного объявления составляет всего 14 рублей. Торопитесь, через неделю  будет дороже!

 

 

 

**********************************************************************

Информацию о VALYO trenings – трениговом центре в г.Челябинске, его работе, проектах, мастерских, психологическом консультировании Вы можете найти на сайте:

http://psy-treningcentr.narod.ru/    

Со мной можно связаться по электронной почте: psy-treningcentr@mail.ru

 

 

VALYO trenings – трениговый центр в г.Челябинске

Ближайший тренинг: Мастерстство коммуникации - 1.

Лидер тренинг - 1.  NLP   И здоровье - 1.

Вечерний тренинг по средам с 17ч. до 20 ч.: Техники NLP. По одной техники за минитренинг.

************************************************

По пятницам тусовки в клубе любителей NLP PSY-tonic

************************************************

Приглашаем Вас принять участие в тусовках (чат в реале) клуба любителей NLP PSY-tonic при VALYO PSY trenings. Тусовки проходят по пятницам с 15-20 до 18ч. по адресу Челябинск ул.С.Кривой 60 ауд 03 УСК (в помещении бассейна, вход с левого торца)

        **********************************

Если у Вас есть интересные материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в инете – присылайте. Они будут разосланы и помещены в архив на сайте. Все авторские права сохраняются.

******************************************

Архив рассылки: http://psy-treningcentr.narod.ru/archiv.htm    

 

******************************************

Пишите о том, что хотелось бы Вам получить в рассылке.

До скорой встречи в следующем выпуске.

                                                                                      Валентин.

 

 

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite» 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 902 602 08 65

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 10.07.2007                                                                                                                                           

Hosted by uCoz