АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

ВЛИЯНИЕ И УСПЕХ

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Выпуск 104

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

 

Выпуск 104

    Невербальные паттерны ролевого поведения учителя.

В.Д.Иванов, Южно-Уральский государственный университет         

(Челябинск)             

Представлены результаты изучения невербальных

паттернов ролевого поведения учителя

 

Невербальные паттерны ролевого поведения - устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие одно ролевое поведение от другого. Выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других.

Как пишет П. Тищенко: «...объективизация индивидом в собственном теле позиции социума  является  условием  окультуривания  телесности  - превращения  природных предпосылок человеческого существования в универсальные орудия и знаки... превращения в своеобразный текст, сгусток  социальной памяти»[5]. В. А. Кузнецова [2] на примере создания образов в кино, демонстрирует механизм  контроля со стороны общества над невербальными компонентами ролевого поведения. С их помощью, то есть с помощью социально-маркированных  форм поведения, имеющих достаточно очерченный круг значений, общество осуществляет деление его членов  на «своих» и «чужих», относит к определенным социальным стратам, фиксирует статусно-ролевую позицию человека. Набор паттернов невербального поведения субъектов общения (возможность или невозможность включения в паттерны определенных выражений лица, жестов, поз, прикосновений)  указывает на их социо-культурную принадлежность,  статусно-ролевой репертуар. Социально-маркированные невербальные средства являются, прежде всего, индикаторами поло-возрастного и статусно-ролевого поведения [7].  Социокультурная разработка невербальных паттернов статусно - ролевого поведения, так называемых  «невербальных масок», осуществляется в направлении отбора совокупности движений, делающих поведение человека социально-приемлемым, успешным, привлекательным.

Несколько направлений психологии невербального общения занимаются изучением невербальных паттернов. Одно из них - это интерактивное направление психологии невербального общения, в котором ставится задача описать устойчивые характеристики паттернов невербального поведения в социальной коммуникации. Из работ этого направления следует, что паттерны невербального общения включают комплекс направленных к партнеру или от него  действий,  визуальный контакт  или его отсутствие,  взаимные прикосновения или полное пространственное отчуждение [3, 16].

 

К первым фундаментальным экспериментальным исследованиям, фиксирующим влияние культурных различай на формирование паттернов невербального поведения, относят сравнительные исследования Д. Эфрона. Не меньшее значение для понимания культурной специфики невербального поведения имели исследования Е.Холла. Еще одна  традиция исследования невербального поведения в межкультурном плане сформировалась на основе исследований Р.Бердвиистелла, создавшего новые способы фиксации невербальных коммуникаций [11].

Особое значение в формировании взглядов на роль культурных факторов в создании невербальных паттернов поведения сыграли исследования экспрессии эмоциональных состояний [6;9;10].  Исходя из результатов этих работ, был сделан фундаментальный вывод о том,  что различия в программах выражения эмоций (паттернах) есть  результат влияния культуры на правила проявления эмоциональных состояний.

Основной  критерий, который используется исследователями  для  определения индивидуальных и групповых паттернов невербального поведения, - это частота появления определенных совокупностей невербальных элементов  у одного человека или у группы лиц  в различных ситуациях общения. На основе этого параметра установлено, что  существуют паттерны невербального поведения, соответствующие дифференциально - психологическим (пол, возраст, темперамент, ведущие эмоциональные состояния, акцентуации характера, патологические изменения личности), и социально-психологическим характеристикам человека (статус, роль, типичные отношения).

Изучение невербальных паттернов поведения сопровождается рядом проблем, подробный анализ которых представлен в работах [7;8]. Поэтому в данной статье мы не будем останавливаться на проблемах фиксации и кодирования невербальных паттернов поведения, а перейдем к их эмпирическому изучению, предложив для этих целей методику, включающую вербальные и графические способы фиксации различных элементов и компонентов невербального поведения и проксемики педагогического общения.

Цель настоящего исследования провести изучение представлений  студентов о невербальных паттернах ролевого поведения школьного учителя. В данной статье ставится задача рассмотреть представления студентов педагогических специальностей университета о невербальных паттернах трех ролевых позиций в коммуникации учителя: «коллега», «ученик», «пед. Администратор». Выбранные социальные роли охватывают широкий круг отношений и обнаруживают себя в различных ситуациях взаимодействия.

Исходя из данных, полученных в психологии невербального общения, нами сформулировано предположение, что представления студентов о невербальных паттернах ролевого поведения школьного учителя включают совокупность элементов, относящихся к различным структурам невербального поведения. Под влиянием ролевого фактора изменяются некоторые элементы невербальных паттернов (рисунок поведения), психологические нюансы, но остается неизменной совокупность элементов, принятых для выражения ролевой позиции в педагогическом пространстве общения.

В эксперименте приняли участие студенты 1-5 курсов Южно-Уральского государственного университете, факультета физической культуры и спорта - 500 человек очного отделения и 250 человек – заочного отделения. Каждый участник исследования принимал в нем участие трижды. В процессе каждой встречи он давал ответы на вопросы разработанной нами методики «Невербальные характеристики педагогической коммуникации». Инструкция к опроснику выглядела следующим образом: «Как известно, каждый человек использует различные средства для установления контакта  с другими людьми. Самыми распространенными средствами общения являются речевые и неречевые (мимика, жесты, позы и.т.д.). Ниже перечислены неречевые характеристики поведения. Ваша задача заключается в том, чтобы выбрать из предлагаемого списка характеристик неречевого поведения те, которые как Вы считаете, соответствуют определенным нормам общения школьного учителя с  коллегами, учениками, педагогической администрацией (директором, завучем).

Каждый раз участнику исследования предлагалась в инструкции одна из ролевых позиций. Список характеристик невербального поведения был составлен в соответствии с представлениями о структуре невербального поведения [3]. В него вошли элементы такесической, кинесической, проксемической подструктур невербального поведения. Элементы такесики, кинесики были представлены в виде их вербальных описаний (например, обнимать; целовать; смотреть в глаза; скользить взглядом по другому человеку; сидеть слегка наклонившись вперед; сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу за другую; держать руки в карманах; прикрывать рот рукой; выражать радость; выражать гнев; говорить быстро и т.д.). Основные компоненты проксемики были даны в графическом виде (приемы графической фиксации проксемических характеристик общения разработаны Е.Холлом (1963, 1974) и приведены в [11, 257] и сопровождались дополнительными указаниями к инструкции: «После того как Вы выбрали  из 53 характеристик неречевого поведения те, которые с Вашей точки зрения должны быть присущи  «коллеге», «ученику», «администратору», укажите, пожалуйста, на расположение партнеров относительно друг друга, которое может быть, на Ваш взгляд, когда общаются:                   1) коллеги (учитель - учитель);                2) учитель и ученик;3) учитель и администратор. На схеме приведены условные обозначения расположений от «лицом к лицу» до «спина к спине»; под каждым «рисунком» указан номер. Занесите в опросный лист номера рисунков, выбранных Вами, для каждого вида  ролевого общения:  1) коллеги; 2) учитель - ученик;  3) администратор».

После выполнения предыдущего задания каждому участнику эксперимента предлагалось: «Выберите расстояние между партнерами, которое должно быть, если общаются коллеги, учитель - ученик, учитель – администратор».

Собранные с помощью вышеприведенной методики  серии данных (на «коллегу», «ученика», «администратора») обрабатывались по программе «описательных статистик», математической процедуры ANOVA (двухфакторный дисперсионный анализ Фридмана), с помощью процедуры знаковых рангов Уилкоксона.

       Результаты исследования

На основе частотного анализа ответов участников исследования  получены невербальные паттерны ролевого поведения в отношениях с: «коллегами»; «учениками»; «пед. администрацией». Из данных приведенных в таблице 1 следует, что частота выбора элементов невербального поведения зависит от ролевой позиции партнера, что структура паттернов невербального поведения изменяется в соответствии с теми представлениями - ожиданиями, которые соответствуют определенным статусно - ролевым характеристикам партнера. Невербальные паттерны ролевого поведения «коллеги», «ученика», «администратора», составленные студентами, сравнивались между собой с помощью Z критерия Уилкоксона. В результате математического анализа частот выбора характеристик невербального поведения были получены данные, свидетельствующие о существовании значимых различий. Математические расчеты показали, что во всех группах студентов существуют значимые различия в частотах выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций.

                                                                                                 Таблица 1

Результаты оценки влияния ролевого фактора на частоту выбора

                           элементов невербального поведения

(по методике двухфакторного дисперсионного анализа Фридмана)

Friedman analysis of VFR1.K, VFR1.U, VFR1.R по 72 REP

Level                             Sample Size     Average Rank              

1 коллега                                72            1.68750                                   

 2 ученик                                 72            1.74306                                  

 3 администратор                   72            2.56944                                   

Test statistic = 35.7527  Significance level  = 1.7235E-8

Качественный анализ невербальных паттернов ролевого поведения осуществлялся на основе, во-первых, положения о том, что определенную психологическую интерпретацию получает тот или иной паттерн невербального поведения, благодаря структурированию его элементов во времени и пространстве, благодаря его внутренней целостности и завершенности. Во-вторых, на основе положения о психосемантическом пространстве отдельных элементов, которое изменяется (сужается или расширяется) за счет взаимосвязи конкретных элементов друг с другом. Кроме этих особенностей невербального поведения следует напомнить также и о том, что ряд  элементов невербального поведения, входящих в его многообразные подструктуры, имеют различный «рисунок», но одно и то же психосемантическое поле или весьма близкое по своему психологическому значению. Все эти особенности невербального поведения наводят на мысль о том, что могут быть различия в частоте выбора  того или иного элемента невербального поведения внутри его подструктур («кинесики», «контакт глаз» , «прикосновения», «проксемика», но отсутствовать различия в психосемантических полях или отсутствовать различия в частоте выбора элементов, имеющих одно и то же психологическое значение, но отличающихся по своему «рисунку».

Учитывая особенности невербального поведения, выделенные выше, обратимся к  анализу ролевых паттернов невербального поведения. В таблицу 2 занесены те элементы невербального поведения, частота выбора которых соответствует верхнему квартилю в суммарных статистиках по всем ролевым позициям. Это означает, что от 75% до 100% участников исследования выбрали именно эти элементы, описывая паттерны невербального поведения школьного учителя.

 

       Таблица 2

Типичные ролевые паттерны невербального поведения учителя по данным опроса студентов 1-5 курсов ЮУрГУ

подст-струк-туры Н.П.

№элемента

Элементы

невербального поведения

Типичные ролевые паттерны невербального поведения учителя при коммуникации с

 

 

Ролевые паттерны невербально-

го поведения

коллегой

учеником

директором (завучем)

таке-

сика

взг-

ляд

3

целовать

 

 

 

4   

класть руки на шею, плечи и т.д.

 

 

 

10

отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера

 

 

+

12

скользить взглядом по другому человеку

+

+

 

по-

за

13

сидеть,скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую

+

+

 

18

напряженная поза

 

 

+

22

голову опустить вниз

 

 

+

23

голову втянуть в плечи

 

 

+

жес-

ты

25

держать руки перед собой крепко сжатыми

+

+

 

26

держать руки сжатыми за спиной

+

+

 

27

держать руки в карманах

+

+

 

28

прикрывать рот рукой

+

+

+

29

прикасаться рукой к различным частям лица

 

+

 

30

потирать различные части лица и туловища

+

+

 

31

перекрещивать руки на груди

+

 

 

32

интенсивно жестикулировать

+

+

 

36

держать руки на бедрах

+

+

 

37

брать под руки

+

 

+

про-

62

сидеть спиной к спине

 

 

 

ксе-

ми-ка

72

находится на близком  расстоянии (максимальный контакт тела )

 

 

 

 

М

объем паттерна Н.П.

 11

 10

6

 

 Как видно из приведенной таблицы 2, студенты апеллировали к тем элементам невербального поведения, которые в своей совокупности демонстрируют уважительное отношение к другому человеку. Заслуживает внимания также и тот факт, что участники исследования четко представляют проксемические компоненты паттерна ролевого поведения.

Невербальный паттерн ролевого поведения «учитель – коллеги»- это сочетание проксемических компонентов общения, отсутствие всех видов прикосновений к партнеру, умеренная функциональная (паралингвистическая) жестикуляция. Комплекс элементов невербального поведения сообщают полученному паттерну его основной психологический смысл: уважение к партнеру, сдержанность в общении, внимание к собеседнику, отсутствие яркого проявления как чувства симпатии, так и антипатии (эмоциональный нейтралитет).

С точки зрения студентов, невербальный паттерн ролевого поведения «учитель – коллеги» должен создавать впечатление о нем как о внимательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собеседнику, и, одновременно, выражающем самые разнообразные чувства, демонстрирующем искренность и раскованность,  но все-таки соблюдающем дистанцию.

Следовательно, поле психологических значений паттерна невербального поведения «коллеги» придает психологический смысл коммуникации учитель-учитель как равноправное партнерство. Студенты ожидают ролевого поведения учителя, который должен создавать впечатление о себе как о внимательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собеседнику, и, одновременно, выражающем самые разнообразные чувства, демонстрирующем искренность и раскованность,  но все-таки соблюдающем дистанцию.

Рассмотрим далее представления о невербальных паттернах поведения «учитель – ученик» (см. таблицу 2.). С точки зрения большинства студентов, данный паттерн может включать в свое поведение следующие элементы: смотреть в глаза; смотреть в лицо; сидеть, положив руки перед собой; использовать жесты, чтобы подчеркнуть сказанное и описать предметы; выражать радость, удивление, восхищение, любовь; смеяться; использовать  различный угол ориентации по направлению к партнеру или от него; находится на расстоянии одной - двух вытянутых рук.

Необходимо отметить, сравнивая невербальные паттерны поведения «администратора», полученные в ходе эксперимента так это то, что они существенно отличаются по своему психологическому смыслу от паттернов поведения «коллеги» и «ученика». 

Таким образом, исходя из данных, приведенных в таблице 2, и выполненного нами сравнительного анализа паттернов невербального поведения, можно сделать предварительный вывод. Статистически зафиксированные значимые различия  в паттернах невербального поведения школьного учителя связаны с особенностями ролевых позиций. Эти предпочтения в выборе элементов невербального поведения говорят о том, что существуют типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и  соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом  и интенсивностью выражения отношений и чувств.

Полученные данные говорят в пользу одного из известных положений П. Экмана [ 6; 10 ] о том, что  различия в паттернах, программах невербального поведения  есть результат влияния культуры на правила проявления эмоций, чувств, отношений.

 

Литература

1.     Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1979. - С. 34-47.

2.     Кузнецова В.А.   Кинофизиогномика. М., 1978 г.

3.     Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения (методические указания к спецкурсу "Психология экспрессивного поведения") -Ростов-на-Дону, 1994.

4.     Лабунская В.А. О "практичности" социальной психологии невербального общения // Психологический вестник. Ростовский государственный университет. Вып.1, ч. 1, 1996, с. 307 - 326

5.     Тищенко П. Дано мне тело...// Человек. - № 3.- С. 41-49.

6.     Трусов В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - с. 144 - 147.

7.     Чанышева З.З. Взаимодействие языковых и неязыковых факторов в процессе речевого общения. - Уфа, 1984..

8.     Фейгенберг Е.И., Асмолов А.И.  Культурно - историческая  концепция и возможности использования невербальной коммуникации  в  восстановительном  воспитании  личности // Вопросы психологии - 1994,  № 6, С.75 - 80.

9.     Ekman P. Facial expression // Nonverbal behavior and communication. New York. 1978. Р. 97 - 115.

10. Ekman P. Methods for measuring facial action // Handbook of methods in nonverbal behavior. Cambridge. 1984. Р. 45 - 90.

11. Rosenfeld H. Measurement of body motion and orientation // Handbook of methods in nonverbal behavior reseach. Cambridge. 1982. Р.199 - 286.

 

 
 
 
 
                                                                                                                            

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite» 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 902 602 08 65

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 10.07.2007                                                                                                                                           

Hosted by uCoz