АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

ВЛИЯНИЕ И УСПЕХ

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Выпуск 10

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

Выпуск 10.

М.Е.Сандомирский, А.Г.Кечеджан. Психологическая саморегуляция (Ретри) в предстартовой подготовке спортсмена высокой квалификации

Медицина и спорт - октябрь 2004


 

   Отгремели  спортивные  баталии в Афинах, ушли в историю старты

очередной  Олимпиады. Отдадим  должное усилиям наших спортсменов,

выступивших  достойно  и  показавших  высокое  мастерство  и иные

замечательные  личные  качества. Но давайте зададимся вопросом: а

все   ли   возможное   в  методическом  плане  было  сделано  для

обеспечения   их   успешных   выступлений?   Все  ли  возможности

современной спортивной науки были использованы?

   Можно  назвать, по крайней мере, одно обширное поле спортивной

деятельности,   где  осталось  еще  много невозделанных участков,

способных  приносить "золотой" урожай высших достижений и наград.

Это  ее психологическое обеспечение. Включая как "подводную часть

айсберга"    -   психологическое   сопровождение   тренировочного

процесса,  так  и  его  видимую часть - обеспечение максимального

использования    накопленного   потенциала   в   соревновательных

условиях.

   В   самом  деле,  анализ  соотношения  медалей  разной  пробы,

полученных россиянами, приводит к убеждению: еще бы "чуть-чуть" -

и  в ряде случаев заработанные ими серебряные награды могли стать

золотыми.   Где-то   это    "чуть-чуть"   относится   к   большей

объективности  судей,  где-то  к  другим внешним, не зависящим от

самого спортсмена моментам. Но всегда есть еще одно  "чуть-чуть",

которое  просто по определению никогда не используется полностью,

на  100%,  которое  всегда таит в себе неиспользованные резервы и

возможности для роста. Это внутренние, психологические ресурсы.

   В   современном   спорте   конкуренция  обостряется  (и  будет

обостряться  в  дальнейшем)  по  мере того, как рекорды все более

приближаются  к пределу человеческих возможностей (в медицине это

называется  законом  начального  уровня). А значит, в состязаниях

высококвалифицированных     спортсменов    уменьшается    разброс

результатов и шансы на победу для многих участников сближаются. И

если  то,  что еще недавно было рекордом, становится обязательным

квалификационным   нормативом...   Если   разница  в  результатах

победителей  и проигравших измеряется уже не в процентах, а долях

процента...  Если  силы  соперников  близки...  То победа в конце

концов  достается  тому,  кто  берет на вооружение дополнительные

факторы, то самое неуловимое "чуть-чуть". Вот почему растет число

спортсменов,  уличенных  в  применении  допинга  - идущих по пути

наименьшего сопротивления, сбивающихся с пути истинного.

   Другой  же, легальный путь к победе - опора на психологическую

подготовку.  Многое здесь зависит от отношения к психологическому

сопровождению   спортивной  деятельности  как  со  стороны  самих

спортсменов,  так  и  их  тренеров  -  можно  сказать,  от уровня

психологической  культуры  нашего  спорта.   И  здесь  есть о чем

подумать.   В   самом   деле,   когда  мы  говорим  о  применении

психотехнологий для спортсменов высокой квалификации, то перечень

их  на  первый  взгляд  общеизвестен.  Это  набор психологических

"инструментов"   саморегуляции,   то   есть   навыка  осознанного

управления  человеком  функциями  собственного  организма. Причем

функциями  как произвольными, так и исходно непроизвольными, лишь

в   малой  степени  подвластными  сознательному  контролю.  Среди

стандартных   "инструментов"   перечислим   методики  релаксации,

аутотренинга,  идеомоторной  и психомышечной тренировки, служащие

для:

А)  управления  текущим психоэмоциональным состоянием спортсмена.

Перед   началом   соревнований   это   смягчение   предстартового

напряжения   и   уменьшение  тревожности.  Непосредственно  перед

выступлением  -  мобилизация,  предстартовый  настрой. И наконец,

после  выступления  - снятие негативного эмоционального состояния

(фрустрации) в случае срыва или неполного выполнения поставленной

задачи.

Б)   Собственно   идеомоторной  тренировки,  или  психологической

"репетиции"  деятельности,  мысленного представления движений для

освоения и совершенствования сложных двигательных программ. Здесь

на первый план выходит учебно-тренировочный аспект.

В)  Сюда  же  примыкают такие приложения психотехнологий, которые

можно  назвать  психогигиеническими,  включая  снятие  утомления,

профилактику перетренированности.

   Анализируя  опыт  использования  в спорте этих психологических

"инструментов",  мы  сталкиваемся  с  тем, что большинство из них

были   разработаны  несколько  десятилетий  назад  и  с  тех  пор

применяются  практически  в неизменном виде. С одной стороны, они

доказали  свою надежность и эффективность на практике. С другой -

рутинны, общеизвестны и трудоемки в освоении.

   Зададимся  вопросом,  где  же  та  "изюминка", то эксклюзивное

психологическое  ноу-хау,  недоступное  спортивным конкурентам, с

помощью   которого   можно   опередить   соперников?  В  качестве

перспективного направления нужно упомянуть физиологический подход

к  саморегуляции.  В  частности,  современный отечественный метод

Ретри  (разработанный  и  внедряемый  под  эгидой  Общероссийской

профессиональной  психотерапевтической  лиги), с которым читатели

смогут  подробно  познакомиться в следующих выпусках журнала. Это

не только специальные психологические приемы, но и  использование

совместно  с  ними современных технических средств. Использование

как   в  специфическом  контексте  -  для  управления  отдельными

функциями организма (метод биологической обратной связи), так и в

неспецифическом    -    для    обучения   универсальным   навыкам

саморегуляции,   для   освоения   соответствующих  функциональных

состояний  (ритмическая  светозвуковая стимуляция, в англоязычной

литературе   -   AVE,  audiovisual  entrainment).  Таким  образом

спортсмен  кратчайшим  путем  обучается  использованию  невидимых

психологических   "кнопок"   саморегуляции   (привычных  телесных

ощущений,  которые  спортсмен  может  воспроизводить по памяти, в

сочетании   с   мысленными   зрительными  образами  и  словесными

формулами самонастроя).

   На    чем    основана    современная   телесно-ориентированная

психологическая саморегуляция спортсмена? Ее фундамент составляет

возврат  (регресс)  нервной  системы  в  естественное  состояние,

связанное   с   преобладанием   несловесных   процессов   психики

(первичный   процесс).   На   психологическом  уровне  следствием

является   особое,   рабочее   состояние  сознания,  связанное  с

пробуждением  активности,  выдвижением на первый план психической

деятельности  неречевого  полушария  мозга (у правшей   правого).

Уточним, что при этом происходит как бы смена его роли, так как в

обычных  видах  деятельности,  в обыденном состоянии сознания оно

выступает  в  качестве  не  ведущего,  а  ведомого.  Для успешной

спортивной деятельности оптимально, если ее задача представляется

в  виде  конкретного  образа  (субъективизация),  претворяемого в

действие.  Таким  образом,  саморегуляция  опирается на известный

принцип  идеодинамики  (И.Бернгейм): идея, выраженная в наглядной

чувственной  форме,  становится  непосредственной  движущей силой

деятельности,  управляет функциональным состоянием организма. При

подготовке   к  деятельности  это  может  быть  зрительный  образ

(мысленная   репетиция   деятельности),  сопровождаемый  краткими

словесными  формулами (самоинструкциями, формулами самонастройки)

и  вторично  порождающий определенные телесные ощущения. В момент

же  самой  деятельности    телесно-чувственный  (кинестетический)

образ,   представляющий   собой   определенный   набор  (паттерн)

привычных  телесных  ощущений, связанных с оптимальным для данной

деятельности функциональным состоянием.

   Подчеркнем,  что  именно  с  помощью воспроизведения подобного

тщательно  отработанного  образа  спортсмен достигает вхождения в

рабочее    состояние  сознания.  При  этом  происходит  частичное

изменение  восприятия  образа  тела.  Например,  при  стрельбе из

пистолета  у  спортсменов высокой квалификации часто используется

такой кинестетический образ, как  замороженная  рука (уменьшается

размах   естественных   биомеханических   колебаний,   повышается

точность попадания в цель). Это и есть не что иное, как возврат в

первичное   состояние  нервной  системы,  связанный  с повышением

внимательности к телесным ощущениям. При этом спортсмена высокого

уровня отличает способность (как врожденная, так и приобретенная)

к более тонкому различению (дискриминации) ощущений.

   Наряду   с   изменением   восприятия  тела,  может  изменяться

восприятие   времени   субъективное,   оно   же  внутреннее,  или

психологическое  время  .  В  тех  видах  спорта, которые требуют

длительного   удержания   статического   положения  тела  (та  же

стрельба),   психологическое  время   может замедляться. В тех же

видах, которые требуют скоростных движений   наоборот, ускоряться

(например, фехтование).

   Изменяться   может   и  восприятие  пространства    следствием

является,  к примеру, обострение чувства дистанции. Отчасти может

изменяться   восприятие   спортсменом  собственной  личности  при

вхождении  в   рабочее   состояние  (что  психологически сходно с

вхождением в образ  в техниках актерского мастерства).

   Каковы те практические психотехнические приемы, которые входят

в  арсенал  описываемого метода саморегуляции (Сандомирский М.Е.,

1995-2004)   и   могут   быть   использованы,  в  частности,  для

оптимизации   психоэмоционального   состояния   спортсмена  перед

ответственным выступлением? Это в первую очередь:

-экспресс-техники   мышечного   расслабления   (снятие   мышечных

зажимов),

-брюшное    успокаивающее    дыхание    (уменьшение    чрезмерной

предстартовой напряженности);

-сердечно-дыхательная   синхронизация,   или  согласование  ритма

дыхания с ритмом пульса (с возможностью регулирующего воздействия

на последний);

-направленное    дыхание   как  инструмент  управления  телесными

ощущениями.

   На  последнем  остановимся  подробнее.  Как известно, все наши

анализаторы,  включая  и  анализатор  телесной  чувствительности,

устроены  таким  образом,  что  в  них  безостановочно происходят

естественные  спонтанные  колебания  порога  чувствительности.  А

значит,   противоположные   фазы   этих   колебаний  (усиление  /

ослабление  ощущений)  могут  быть связаны с двумя фазами дыхания

(вдох    иди   выдох   соответственно).   Эта   часть   процедуры

саморегуляции   носит   в   психологических   терминах   название

присоединение  . Следующий этап    ведение , то есть усиление или

ослабление  телесного ощущения, его изменение в желаемую сторону.

Именно    таким    образом    осуществляется   упомянутое   ранее

целенаправленное     изменение     восприятия     образа     тела

воспроизведение   заданных   ощущений,  вхождение  в  оптимальное

рабочее    функциональное   состояние,  отработанное  в  процессе

тренировок.

   Что  является физиологической основой присоединения и ведения?

Согласование  активности, образование временной связи между двумя

ансамблями    нервных   клеток,   двумя   участками  коры  мозга,

связанными  с  телесной  чувствительностью  (сенсомоторная зона):

один    связанный  с восприятием ощущений, возникающих в процессе

дыхания;  другой    с  ощущениями в произвольно выбранной области

тела.   Благодаря   созданию   между  ними  функциональной  связи

становится   возможным   с  помощью  произвольно  контролируемого

процесса  (дыхания)  управлять  непроизвольными  физиологическими

процессами.

   Это,   по   сути,   проявление   взаимодействия   сознания   и

подсознания.  С  одной  стороны,  обмен  информацией между ними с

использованием  телесных ощущений в качестве канала связи. Канала

наиболее  эффективного,  прямого, в котором информация передается

без  слов.  С  другой  стороны,  это  еще и самопрограммирование,

самонастрой  спортсмена,  сознательная  мобилизация  его скрытых,

подсознательных  резервов.  Потому  что  ведущим  в  этом диалоге

является  сознание.  Именно  оно направляет в желательную сторону

непроизвольные,  бессознательные  реакции, неподвластные напрямую

волевому контролю.

   Возможен и другой вариант взаимодействия, более мягкий. Это не

"командование",   а   гибкое   сознательное   "подстраивание"   к

подсознательным  процессам.  Своего  рода пошаговое приближение к

цели.  Первый шаг - словесный посыл, адресованный подсознанию  (а

оно  имеет  конкретный  анатомический и физиологический "адрес" -

суть  не  что  иное,  как  правая  "половинка"  мозга, его правое

полушарие).   Следующий   шаг   -  получение  обратной  связи  от

подсознания  в виде телесного  отклика, непроизвольного изменения

телесных  ощущений.  Новый шаг - очередной словесный посыл, и так

далее.

   Подобный подход лежит в основе использования для саморегуляции

спортсмена   самоинструкций  (формул  самовнушения)  по  принципу

телесно-ориентированного  самовнушения (Сандомирский М.Е., 2004).

Таким  образом,  становится  возможным более полное использование

внутренних   резервов   организма   для   оптимизации  спортивной

деятельности и достижения высоких результатов.

 


 

Занятные и полезные ссылки:

·  Чудеса исцеления: панацея от всех болезней

·  Психоз как доходный бизнес. Просветление - на коммерческие рельсы

·  Лечим зависимость от государства

·  Рекомендации для вашего душевного здоровья

·  Современные мифы: правда об "энергетических вампирах"

·  Почему люди болеют?

·  Что во мне не так?

·  Почему мы боимся идти к врачу?

·  Как вернуть радость жизни?

 

Информацию о VALIO trenings – трениговом центре в г.Челябинске, его работе, проектах, мастерских, психологическом консультировании Вы можете найти на сайте:

http://psy-treningcentr.narod.ru/    

Со мной можно связаться по электронной почте: psy-treningcentr@mail.ru

 

 

VALIO trenings – трениговый центр в г.Челябинске

Ближайший тренинг: Мастерстство коммуникации - 1.

Вечерний тренинг по средам с 17ч. до 20 ч.: Техники NLP. По одной техники за минитренинг.

 

Пишите о том, что хотелось бы Вам получить в рассылке.

До скорой встречи в следующей рассылке.

                                                                Валентин.                                                                                                                              

 
 

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite» 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 902 602 08 65

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 10.07.2007                                                                                                                                           

Hosted by uCoz