АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

 

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Выпуск 1

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Тренинг-интенсив Психотехнологии эффективной коммуникации

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

Выпуск 1

 

Пространственные модели невербальной коммуникации учителя

Иванов В.Д., Иванова Е.В., Иванова А.В.

 

 

В статье представлены результаты изучения пространственной организации невербальной коммуникации учителя   в виде описательной   модели.

 

Коммуникативная моторика, как и весь процесс речевого общения, испытывает  на себе самое непосредственное и активное влияние пространственных параметров, также представляющих собой аспект визуального компонента коммуникации.

Проксемика занимается изучением пространственных условий человеческого поведения. При определении области проксемики, обычно ссылаются на исследования Холла о проксемике: "взаимосвязанные наблюдения и теории об использовании человеком пространства, опосредованного культурой" (1).

Вначале проксемические исследования (6, 8, 10), представляя в основном поверхностные исследования, были направлены на выявление сходств и различий в пространственном аспекте речевого общения у представителей лингвокультурных общностей с целью преодоления возникавших в этой связи недоразумений. Так было установлено, что в условиях арабского общения расстояние между коммуникантами значительно меньше, чем оно принято у американцев. Соблюдение европейцами принятой у них дистанции вызывало у арабов чувство фрустрации.

Имеются данные о том, что метрические характеристики дистанции общения допускают вариабельность в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, характер отношений и т. д. Так, расстояние между мужчинами  в большей степени зависит от характера отношений, чем между женщинами. Дистанция общения между молодыми людьми или между пожилыми короче, нежели те, что устанавливают в ходе общения смешанные пары и люди средних лет. В общении незнакомых мужчины стоят ближе, чем женщины или мужчины и женщины (9). На дистанцию общения оказывают влияние и такие факторы, как социальный престиж, интраверсия - экстраверсия, общий объем и содержание общения. Дистанция общения зависит и от внешних факторов: величина помещения, освещение и т. д. (4). 

Пространство разделяется на социальное, которое удерживает людей вместе (кафе, аптеки) и социофугальное, которое разделяет людей (залы ожидания вокзалов и т.п.) (7, 11). 

Подобно кинеcике, проксемика также проявляет национальную специфику. По наблюдениям Холла, американцы удерживают вокруг себя меньшее персональное пространство, чем немцы. (7).  Мексиканцы сокращают дистанцию общения на улице, североамериканские негры - в помещении. Англичане не изменяют интерперсональных дистанций, независимо от того, происходит общение в помещении или на улице (3). Национальная специфика непосредственно связана с выбором тех или иных отвечаемых условиям и задачам конкретной коммуникации вербальных или кинесических средств. Игнорирование специфики строения и использования в коммуникативных целях пространства может вызвать явление "культурного шока".

При планировании и разработке психологически оптимального педагогического взаимодействия  во время непосредственного общения с детьми важным фактором является выбор оптимального расстояния между общающимися, определяющий характер взаимодействия и взаимоотношения.

Американский антрополог Э.Холл был первым, кто занимался исследованиями в области личностных территорий и зон человека (5).  Он выделил четыре основных зоны. Первая зона - интимная (у разных людей она варьируется от 15 до 50 см вокруг тела). Вторая - личная (от 50 см до 1 - 2 м). Третья зона - социальная (от 1 - 2 м до 3 - 6 м). И, наконец, общественная (далее 3 - 6 м).

Выразительный арсенал проксемической системы имеет по сравнению с кинесической системой ограниченное число единиц, являющихся коммуникативно релевантными. Как уже отмечалось, сюда входят интимная, личная, социальная и публичная дистанции общения. Представляется уместным заменить введенное Холлом понятие "социальная проксемическая зона» на "общественно-деловую", вследствие того, что в действительности все проксемические зоны устанавливаются и поддерживаются в социальном взаимодействии коммуникантов. Поэтому следует считать имплицитно присутствующим в определении каждой из них. Подобно кинемам, проксемы создаются с помощью движений человеческого тела в пространстве, где коммуниканты занимают какое-либо место, сохраняя между собой интерперсональную дистанцию, а также между собой и окружающими предметами, задают своему телу направление движения, сохраняя за собой право на местонахождении в окружающем пространстве.

Пребывая в той или иной сфере коммуникативной деятельности (2) человек может в зависимости от условий его взаимоотношений с внешним  миром, находиться внутри естественных сооружений или артефактов; или снаружи их. Пребывание людей внутри или снаружи лекционных залов, кабинетов, квартир сопряжено с выполнением ими социальных функций, предписываемых социальной ролью. Такие места пребывания можно назвать функционально-ролевыми. В функционально-ролевое пространство входят формализованные места пребывания (в центре, с краю, впереди, сзади, вверху, внизу, на первом уровне, сбоку,  слева или справа, в углу, а также смена первого формализованного местоположения на другое, например, младшие обязаны приветствовать старших).

Каждое из функционально-ролевых мест пребывания имеет свои формальные наполнители. Особенно активно в такой роли используются в коммуникации формальные пространственные характеристики. Формальное пространственное положение коммуниканта способно служить ему средством выражений чувств, настроений, желаний (симпатий или  антипатий). Нахождение учителя в той или иной точке классной комнаты может служить средством  воздействия на учащихся или взаимодействия с ними в процессе  обучения и воспитания. За каждой формальной проксемой закреплено определенное социально одобренное содержание. Так исследование воздействия учителя на учащихся ( было опрошено 1500 детей разного школьного возраста) в зависимости от места нахождения преподавателя в классной комнате дает возможность выделить следующие функциональные проксемы: около первой парты третьего ряда --  дисциплинирование, слева от рабочего стола учителя  --  дисциплинирование, около первой парты второго ряда и около классной доски – объяснение нового материала, перемещение по проходам между рядами парт --  контроль за деятельностью учащихся, около стены в конце проходов между партами  --  контроль за деятельностью учащихся, нахождение за рабочим столом учителя – оценивание знаний.

В рамках социальной группы лицо, пытающееся выделиться в качестве лидера, ставит себя в центр общего внимания. В классной комнате  центр внимания аудитории находится около доски (часто здесь  сооружаются кафедры, трибуны – возвышения над аудиторией), что позволяет учителю   выделиться из сидящих в зале и привлечь к себе внимание слушателей. Таким образом это место в классе функционально предназначено для объяснения нового материала, т.к. позволяет привлечь внимание детей без особых усилий со стороны учителя. Сидящие в аудитории тоже могут в определенной степени обращать на себя внимание своим местоположением. Прежде всего это те, кто садится в центре, особенно в первых рядах. И, наоборот, те, кто хочет остаться незамеченным, "в тени", обычно садится сзади или сбоку. Часто это можно наблюдать, если учитель не принуждает сидеть детей по местам (т.е. предоставляется свободный выбор места для сидения). Впереди или в центре располагаются те, кто хорошо подготовился к занятиям, а не подготовившиеся ученики  (или ученики с недостаточной и отрицательной мотивацией на учебу) стремятся занять места как можно дальше от преподавателя, и по возможности не в середине. С краю садятся или стоят наблюдатели, болельщики, которые хотят наблюдать за событиями, но не быть их активными участниками. Среди различных вариаций положения "с краю" выделяется позиция "с краю в углу". Обычно ее занимает, когда хотят хоть на несколько минут отдалиться от окружающих и уйти в себя. Кроме того, данное положение - хорошая позиция для наблюдателя за окружением, позволяющая при необходимости быстро включиться в коммуникацию.

Таким образом, положение впереди в центре - активное участие в коммуникации; сзади с краю - пассивный наблюдатель.

Коммуникативно используемые пространства находятся в прямой зависимости  от возможностей передавать или воспринимать информацию по различным коммуникационным каналам. Определенную роль играет при этом сам тип коммуникатора (интраверт - экстраверт). В зависимости от этого фактора выделяются вариации в метрических параметрах проксем Особое место  в этой шкале занимают метрические характеристики проксемических интерперсональных дистанций в общении незнакомых и малознакомых людей. Незнакомые люди, желающие спросить о чем-то прохожего, приближаются к нему на несколько шагов, смотрят ему в лицо и останавливаются обычно так, чтобы не преграждать ему путь, но в то же время несколько задержать. Это характерно для общения как внутри зданий, в коридорах, так и снаружи.

Внутри функционально-ролевого пространства выделяются положения: впереди, сзади, справа, слева, наверху, внизу, близко, далеко. Положение впереди - позиция формального лидера. Его занимают коммуникаторы с высоким статусом: учителя, завучи и директора школ.    Позицию "сзади" занимают следующие за лидером, а также те, кто хочет укрыться от взглядов присутствующих. Те, кто знает, что будет на совещании подвергнут жестокой критике, садятся обычно позади.

Позиция "справа - слева" одна из разновидностей положения "с краю", позволяющая быстро сменить функционально-ролевое пространство.

Положение "наверху" в значительной степени сопряжено с выражением превосходства: формального или ситуативного. Примером выражения превосходства может служить местоположение учителей  в классе, рабочее место которых обычно находятся на возвышении по отношению к учащимся. Социально одобренное возвышение происходит, например, в тех случаях, когда занявший на соревнованиях первое место спортсмен поднимается на верхнюю ступеньку пьедестала почета или когда победителя начинают качать, подбрасывая в воздух. Положение "впереди" или "наверху" - положение ведущих  --  лидеров, а позиция "сзади", "внизу" -- ведомых.

Позицию "близко - далеко" коммуниканты занимают в зависимости от характера речевого общения и, в соответствии с распределением коммуникативного пространства по четырем проксемическим зонам.

Умение выбрать адекватное для собеседника расстояние для общения - важная предпосылка его эффективности. Неадекватное использование зон собеседника гарантирует трудности налаживания контакта и взаимопонимания и успешности обучения.

Умение общаться, не вторгаясь в интимную зону, является актуальной задачей педагога при осуществлении педагогического общения. Любое нарушение интимной зоны человека влечет за собой некоторые психофизиологические нарушения в его организме. У него начинается быстрее биться сердце, выделяется адреналин, кровь приливает к голове, напрягаются мускулы; человек физически готов к драке или к какой-либо агрессивной выходке (это отмечают 92% опрошенных учеников). Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается учениками негативно.

  Негативное влияние от воздействия на персональное пространство учащегося подчеркивает необходимость учета коммуникативной дистанции при осуществлении педагогической коммуникации.

Наблюдения за невербальной коммуникацией учителя на уроке (посещено и проанализировано 450 уроков разных учителей и разных предметов) приводит к печальным выводам – более или менее осознанно используют возможности пространственной организации коммуникации лишь 1,5 – 2 % учителей. При проведении уроков все учителя осуществляют наложение разных по функциональному назначению проксем. Ни один из учителей не имеет четкого выделения функциональных зон в классной комнате. Результаты анкетного опроса 450 учителей свидетельствую, что ни один учитель не продумывает пространственной организации коммуникации в  классной комнате. Между тем можно выделить несколько функционально отличающихся зон классной комнаты. Так часть учителей используют  пространство перед первой партой третьего ряда для «наведения порядка», «дисциплинирования», «успокаивания расшумевшихся учеников». Такое  же функциональное назначение отводится пространству слева от учительского стола. В данных зонах учитель более ничего не делает. Пространство около классной доски и около первой парты среднего ряда используется для объяснения. Проходы между рядами и пространство около стены в конце этих проходов используется для проведения контроля, наблюдения за учениками во время проведения самостоятельных, проверочных работ. Учитель, сидя за своим столом около первой парты первого ряда, осуществляет функцию оценивания знаний учащихся. Учителя (1,5%), которые используют подобную модель пространственной организации невербальной коммуникации отмечают, что они меньше тратят энергии на «наведение порядка», более экономно используют время,  меньше устают и получают большее удовлетворение от проведенного урока.

Вывод очевиден – учителя имеют очень низкую коммуникативную культуру, что затрудняет их профессиональную деятельность. Необходимо разработать и внедрить в процесс подготовки учителей курс «Педагогическая коммуникация». Для работающих учителей организовать проведение тренингов по теме «Эффективное педагогическое общение».

 

Литература:

1. Леонтьев А. А., Тарасов Е. Ф., Сорокин Ю. А. Национально- культурная специфика речевого общения народов СССР. --  М., 1982.

2. Швейцер А. Д. К проблеме социальной дифференциации языка //ВЯ, N 5, 1982, С. 39 – 49.

3.  Baxter J. C., Winer E. P., Hammer P. E. Gestural Behavior during a brief Interviews as a Function of Cognitive Variables // Journal of Personality and Social Psychology., 1968, № 8, P. 303-307.

4. Body Language and the Social Order: Communication as Behavioral Control, № 9, Prentice-Hall, 1972.

5. Hall E. The hidden Dimention, N.Y., 1966.

6.  Hall E. T. A System for the Notation of Proxemic Behavior // American Anthropologist. October, 1963, V. 65, № 5, P. 1003 – 1006.

7. Hall E. T. The Hidden Dimension, N. Y., 1969.

8. Hall E. T. The Silent Language, N. Y., 1959.

9. Heshka S. Nelson Y. Interpersonal Speaking Distance as a Function of Age, Sex and Relationship // Sociometry. 1972, № 35, Vol.4, P. 82 – 87.

10. Proxemics // Current Anthropology. 1968, № 9, P. 83 – 108.

11.  Sommer R. Personal Space. The Behavioral Basis for Design, N. Y., 1969.

 (Ссылка обязательна)

 

Информацию о VALIO trenings – трениговом центре в г.Челябинске, его работе, проектах, мастерских, психологическом консультировании Вы можете найти на сайте:

http://psy-treningcentr.narod.ru/    

Со мной можно связаться по электронной почте: psy-treningcentr@mail.ru

 

VALIO trenings – трениговый центр в г.Челябинске

Ближайший тренинг: Мастерстство коммуникации - 1.

Вечерний тренинг по средам с 17ч. до 20 ч.: Техники NLP. По одной техники за минитренинг.

 

Пишите о том, что хотелось бы Вам получить в рассылке.

До скорой встречи в следующей рассылке.

                                                    Валентин.

 

                                                                                                                             
 
 

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

        Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite», Модельное агентство "Diamonds", ООО "Рег-палата" агентство  недвижимости 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 912 798 38 44

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 01.12.2007                                                                                                                                           

Hosted by uCoz