Техника "Взмаха"
А.
Любимов.
Пошаговое описание.
0.
Намерение и вторичные выгоды.
Вначале нам нужно найти намерение и вторичные выгоды проблемного
поведения. Для выяснения намерения вы задаёте вопросы:
- Зачем ты это делаешь?
- Что тебе это даёт?
-
Понятно, что
вместо слова "это" вы подставляете проблемное поведение:
курение, переедание, грызение ногтей и т.д.
Для
выяснения вторичных выгод вы задаёте вопросы:
- Что ещё ты от этого получаешь?
- Для чего ещё ты это используешь?
Потом вы выясняете, что получит человек от нового состояния.
- Зачем ты хочешь прекратить это?
- Что тебе даст твое новое состояние?
Проверьте экологию:
- Это изменение может тебе как-то навредить в жизни?
- Согласен ли ты с этой потерей?
- Как ты можешь компенсировать или уменьшить эти потери?
1.
Определение визуального ключа.
Для
того, чтобы можно сделать взмах, нам нужно определить либо триггер, либо
образ, который обязательно присутствует в процессе.
Для
того, чтобы выяснить триггер, задаются вопросы:
- Как ты узнаёшь, что пора начать делать это?
- Что тебя заставляет делать это?
Если вы не смогли найти триггер, вам может быть достаточно образа,
который обязательно присутствует в ситуации. Например:
-
курение – образ руки с сигаретой;
-
переедание – образ руки с вилкой;
-
раздражение – образ разъярённого
лица начальника.
Важно сделать ключ как можно более универсальным, то есть, чтобы
он повторялся во всех ситуациях. В примере с курением: не конкретная
пачка сигарет, а рука с сигаретой.
Этот образ должен быть ассоциированным.
2.
Образ желательного состояния.
Создайте образ желательного состояния.
Критерии "-
Я-образа"- :
1. отражает
способности и качества человека, а не поведение;
2. обладает
способностью создавать новые варианты поведения (гибкость);
3. диссоциирован
от клиента;
4. имеет размытый
фон;
5. нравится
клиенту.
3.
Замена.
Теперь замените
эти две картинки.
A. Представьте
образ "ключа" (ассоциированная картинка с образом проблемного
поведения.)
B. Очень быстро замените его на образ желательного состояния
(метафоры: слайд-проектор с двумя слайдами, резкая смена кадра,
маленькая картинка желательного состояния в углу большой (ключа) и,
вырастая, заслоняет его и т.д.)
C. Отвлечение: погасите все образы, посмотрите вокруг.
D. Повторите процедуру 5-7 раз. Старайтесь с каждым шагом ускорять
процесс замены образов. Вы достаточно долго можете смотреть на образ
ключа, на образ "желательного Я", но замена должна происходить очень
быстро. Для скорости можно помогать себе щелчком пальцев, взмахом руки…
4.
Проверка новой стратегии.
а) Предложите
клиенту вспомнить образ визуального ключа и откалибруйте его
физиологию. Отличается ли это состояние от состояния на первом шаге
техники? Также узнайте, насколько легко клиенту удерживать образ
визуального ключа (если всё сработало, Клиент будет говорить, что "он
размывается", "его трудно удержать", "он ускользает").
б) Поведенческая
проверка. Предложите клиенту сделать то, что раньше запускало его
привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое
поведение и управлять им?
5.
Экологическая проверка и подстройка к будущему.
Спросите Клиента:
- Может ли новое поведение как-то помешать ему в жизни.
Если может - вернитесь на 2-ой шаг (образ желаемого состояния) и внесите
туда необходимые ресурсы.
Предложите Клиенту
представить себя в 3-4 ситуациях в будущем, в которых бы раньше
возникало проблемное поведение.
Если во время
проверки все еще присутствует старое поведение, вернитесь и снова
проделайте технику взмаха. Может, вы что-то упустили, или можете сделать
что-то еще, чтобы этот процесс заработал.
Паттерн взмаха
Андрей Плигин, Александр Герасимов
Паттерн взмаха
Данная техника
используется для работы с автоматическим, то есть бессознательно
управляемым поведением человека (привычки, зависимости,
навязчивости), например: курение, пристрастие к шоколаду, орешкам,
грызение ногтей и так далее
1. Создание визуального
ключа, запускающего нежелательное поведение
Эффективность техники
повышается во много раз, если ключ является частью поведения клиента.
Например, при курении ключом будет рука клиента, поднесенная с сигаретой
ко рту, также важно сделать ключ как можно менее специфичным
(универсальным), то есть чтобы он повторялся во всех системах. В примере
с курением: не конкретная пачка сигарет, а опять же рука с сигаретой.
Определите визуальный
ключ (в дальнейшем образ №1) и предложите клиенту ассоциироваться с ним
для того, чтобы дополнить его ощущениями (К) и звуками (А), характерными
для данного состояния. От того, насколько легко и детально клиент
сможет представить образ ключей, в дальнейшем будет зависеть запуск
новой стратегии. Полученный образ отложите до шага №4
2. Создание образа
желаемого состояния (в дальнейшем — образ №2) Предложите клиенту
представить образ самого лучшего себя, свободного от его бывшей
привычки. Соберите от клиента как можно больше сенсорного описания о
внешнем виде такого человека. Затем соберите информацию о качествах,
способностях и возможностях этого человека, которые
появились/открылись у него вместе с освобождением от привычки. В
зависимости от того, на каком логическом уровне клиентом были заявлены
Симптомы, вы также можете собрать информацию о новых ценностях и
личностном своеобразии человека освободившегося от привычки.
Критерии образа
желаемого состояния:
Ø
oотражает способности и
качества человека, а не поведение
Ø
диссоциирован от клиента
Ø
имеет размытый фон
Ø
нравится клиенту
3. Экологическая
проверка освобождения от «вредной» привычки Выявите вторичные выгоды
данной привычки и подберите новые варианты поведения для их
удовлетворения. Выясните у клиента, что полезного даёт или давала ему
эта привычка, чему она служила, когда только зарождалась. Найдя все
вторичные выгоды, узнайте, в каких жизненных контекстах клиента (семья,
работа, друзья, отдых и др.) каждая из них обычно проявляется. Далее
предложите клиенту мысленно представить и описать, как мог бы вести себя
человек из образа желаемого состояния, используя свои новые способности
и возможности, в каждом из перечисленных контекстов, чтобы удовлетворить
найденные вторичные выгоды другим, более подходящим способом. Когда
клиент подберёт альтернативные варианты поведения ко всем основным
контекстам своей жизни, дайте ему некоторое время для поиска редких
контекстов и их самостоятельной проработки.
Перед переходом к
следующему шагу установите клиенту фильтр на поиск дополнительных
вторичных выгод его привычки, о которых сегодня он, возможно, не
вспомнил, для дальнейшей их проработки.
4. Установка образов и
объяснение клиенту шагов работы с ними Объясните клиенту, что по ходу
дальнейшей работы ему нужно будет сначала ассоциироваться с образом №1 и
установить где-нибудь перед собой маленькую тёмную точку – уменьшенный и
затемнённый образ №2. Затем он должен будет диссоциироваться от образа
№1, и делать его маленьким и тёмным, одновременно увеличивая образ №2 и
делая его ярче, до тех пор, пока он полностью не закроет образ №1,
уменьшившийся до размеров точки.
Посмотрев некоторое
время на оставшийся образ №2, он должен будет всё стереть со своего
«внутреннего экрана». Затем всё повторяется несколько раз.
5. Закрепление новой
стратегии Предложите клиенту совершить указанную выше последовательность
действий с образами №1 и №2. Если на каком-нибудь этапе этой работы
он будет испытывать затруднения, то вы можете сначала отдельно обучить
его нужному навыку, например ассоциации – диссоциации, изменению яркости
образа или его размера. Когда клиент легко сможет проделать все
действия в удобной для него скорости, предложите ему совершать каждый
последующий этап быстрее, чем предыдущий. Для этого вы можете
помогать ему, обозначая ускорение движения вашей рукой (если глаза его
открыты) или голосом. При достижении максимального ускорения клиент
делает еще 5-10 повторений, каждый раз очищая между ними внутренний
экран.
6. Проверка новой
стратегии
1. Предложите клиенту
вспомнить образ визуального ключа и калибруйте его физиологию.
Отличается ли это состояние на 1-ом шаге техники? Также узнайте,
насколько легко клиенту удерживать образ визуального ключа.
2. Поведенческая
проверка. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало
его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое
поведение и управлять им?
7. Подстройка к
будущему Объясните клиенту (помня о семантике), что данная техника не
избавляет его от старого поведения, а даёт ему свободу управлять им.
Выясните, сможет ли клиент, если ему будет очень нужно, свободно
воспользоваться старым поведением, сохраняя при этом контроль над
ним. Конгруэнтно подготовьте клиента к возможности возвращения
старого поведения, как сигнала к поиску не найденых вторичных выгод
и продолжения работы с ними.
Андрей Плигин,
Александр Герасимов (C) Центр НЛП в образовании
|