Модификации техник.
Давайте рассмотрим примеры того, какие именно могут быть
модификации техник.
Изменение личностной истории.
Сначала оригинальное пошаговое описание.
Оригинал: по шагам.
по А.
Плигин, А. Герасимов "Руководство к курсу НЛП-практик".
1.
Установите якорь
на нежелательное или неприятное чувство/состояние, которое периодически,
с разным интервалом времени, повторяется и находится вне контроля
клиента.
2.
Аккуратно используйте этот якорь
для того, чтобы провести клиента по его личностной истории до самого
первого/раннего момента появления неприятного переживания, фиксируя при
этом и другие, промежуточные случаи. Каждый раз, когда клиент находит в
своем прошлом переживание с подобными чувствами, попросите его
задержаться там и определить время и контекст происходящего события.
(Якорь удерживается постоянно на протяжении всего процесса
воспоминания).
3. Когда клиент находит 3-5 событий такого рода (если
клиент найдет их больше, то выберите из них 3-5 самых
интенсивных/значимых), отпустите негативный якорь и вернитесь к
самой ранней ситуации.
4.
Исследуйте
диссоциированно, какие ресурсы нужны были клиенту в той ситуации,
чтобы нормально ее пережить. Также найдите триггер, который
запускает негативную реакцию.
5.
Найдите доступ
к каждому названному клиентом ресурсу и заякорите его.
6. Предложите клиенту мысленно вернуться в самую раннюю
ситуацию, чтобы, прожив ее заново с использованием найденных ресурсов,
изменить ее восприятие. Используйте для этого коллапс якорей.
(Клиент ассоциируется с нересурсным событием за несколько секунд до
триггера).
7.
Диссоциируйте
клиента от нового переживания и проверьте результат
привнесенных изменений. Если для полного удовлетворения клиенту
мало проделанных изменений (вы можете это откалибровать), вернитесь к
шагу 4, найдите дополнительные ресурсы и добавьте их к уже выбранным
ресурсам.
8.
Повторите шаги 4 -- 7 для каждого последующего опыта,
заканчивая сегодняшним днем (то есть сохраняя естественный порядок
событий).
9.
Проверка.
Попросите клиента подумать о бывшем актуальном состоянии: вспомнить
неизмененные события в прошлом. Проделайте поведенческую проверку и
откалибруйте, действительно ли изменилась реакция клиента.
10.
Экологическая проверка.
11.
Подстройка к будущему
с применением данных ресурсов. Если нужно, то можно передать клиенту
ресурсный якорь.
Модификации.
Собственно, они уже есть и в достаточно большом
количестве.
"SCORE
на линии времени".
По сравнению с ИЛИ более процедурно и жёстко прописано,
где чего откуда брать и куда добавлять. Правда здесь количество
"проблемных ситуаций в прошлом" не определено, но зато добавлен цикл их
добавления в том случае, если ЖС не достигнуто. Да, ЖС наконец
определено явно, что собственно и даёт возможность организовать этот
цикл (в "Изменении Личностной Истории" этого сделать сложно по причине
отсутствия явной калибровки ЖС на старте).
Пошаговое описание
по А.
Плигин, А. Герасимов "Руководство к курсу НЛП-практик".
-
Определите ЛВ и отметьте, где находиться прошлое, настоящее и
будущее.
-
Встаньте на ЛВ в точке 1 и опишите симптомы Настоящего
состояния.
-
Выйдите с ЛВ в Мета-позицию (МП) и опишите Желаемое состояние/результат/цель;
представьте себя со стороны имеющим нужное Вам состояние. Затем
встаньте на ЛВ в точку 2 и ощутите это желаемое состояние.
Опишите, что Вы чувствуете, видите и слышите, находясь в этом
состоянии? Что Вы можете теперь делать?
-
Сделайте шаг вперед в точку 3 (более далекое будущее). Вы
даже можете обернуться и посмотреть на себя "в прошлом" (точка 2).
Что Вам дает то, что Вы уже достигли цели? Чему это позволяет
случаться еще в Вашей жизни? Какое влияние/эффекты оказывает
на Вас и других людей достижение Вашей цели?
-
Выйдите с ЛВ в МП, посмотрите на себя в точках 2 и 3
еще раз и проверьте, действительно ли это именно та цель, которую Вы
хотите достичь. Если нужно, то ее можно дополнить, вернувшись на два
шага назад.
-
Снова встаньте на ЛВ в точке 1. Ассоциируйтесь с Настоящим
состоянием и его различными симптомами. Затем медленно и
целенаправленно, сохраняя это состояние, двигайтесь назад по ЛВ в
ваше прошлое - до тех пор, пока отыщите Причины возникновения
этого состояния. Оператору в момент поиска Причин нужно быть
очень аккуратным и внимательным, чтобы все время поддерживать
партнера в рабочем состоянии!
-
Выйдите с ЛВ в МП и, смотря на Причины только со стороны
(диссоциированно!), определите Ресурсы, которые были вам
нужны тогда, чтобы пережить ту ситуацию нормально.
-
Определите время и место в своей жизни, когда вы имели доступ к этим
Ресурсам.
-
Через точку 1 войдите на ЛВ и, в месте расположения ваших
Ресурсов, вновь полностью ощутите и переживите их (заякорите).
-
Собрав и ощущая все нужные Ресурсы, перенесите их из МП в
точку 4 и проживите ту ситуацию заново, определяя новые
выборы. Обратите внимание, как вы себя чувствуете сейчас.
-
Выйдите с ЛВ в МП и проверьте, как изменилась эта ситуация и как
изменились вы, нужны ли вам еще какие-либо ресурсы? Если да, то
повторите шаги 7-10.
-
После того, как вы будете уверены в том, что имеете в точке 4
все нужные вам ресурсы, встаньте на ЛВ в точке 4. Далее
медленно пройдите из нее по линии времени вперед к точкам 1,
2 и 3. Обратите внимание на то, какое влияние
оказывают Ресурсы на Симптомы и как вы ощущаете
возможность достижения Результата и его Эффекты.
-
Выйдите с ЛВ в МП и проверьте экологичность всего процесса.
-
Из
МП определите первые шаги на пути к цели (консультант может передать
якорь на Ресурсы клиенту). Затем встаньте на ЛВ в месте,
соответствующем времени реализации этих шагов и, используя
полученный якорь, проживите их.
"Реимпринтинг
на линии времени"
Практически та же техника "Изменения Личностной Истории",
но добавлена модель 3-х позиционного описания и ресурс добавляется не
только "себе в прошлом", но и "другим участникам событий в прошлом".
Ресурсы, вообще говоря, более высокого логического уровня (убеждения,
ценности, идентичность).
Пошаговое описание
по А.
Плигин, А. Герасимов "Руководство к курсу НЛП-практик".
-
Идентифицируйте
особые чувства, ассоциирующиеся с тупиковой ситуацией
(это могут быть также слова или образы). В основе безвыходной
ситуации часто лежит чувство беспомощности, безнадежностии/или
ничтожности. Большинство людей хотят избежать этих чувств, поскольку
они неудобны. Но очень важно помнить, что, избегая их, люди не
избавляются от ограничения.
-
Идите по линии
времени в прошлое с этим чувством
(если нужно, используя якорь) для поиска ситуации, в которой оно
появилось. Отмечайте также и промежуточные ситуации, в которых
это чувство проявлялось.
-
Диссоциируйтесь
от опыта
(выйдите в мета-позицию). Наблюдайте за
найденной ситуацией, как если бы вы смотрели фильм о себе самом,
переживающим в прошлом тупиковую ситуацию.
-
Найдите
позитивное намерение или вторичную выгоду от этого чувства
безысходности.
Это можно узнать, спросив "того" себя, более молодого, из
представленного образа.
-
Определите
ресурсы и выборы,
которые нужны были Вам тогда, но доступа к которым Вы не имели.
-
Пройдите по
линии времени для того, чтобы собрать и заякорить названные Вами
ресурсы.
Затем из мета-позиции передайте эти ресурсы “себе
более молодому”.
-
Прокрутите
заново кинопленку с молодым собой (3-я позиция), уже обладающим
этими ресурсами.
Действительно ли их достаточно для изменения опыта? Если нет, то
вернитесь на шаги 4-6 и найдите другие позитивные намерения, которые
вы могли упустить, или дополнительные ресурсы.
-
Определите всех
значимых для Вас других действующих лиц из "того" воспоминания и
пройдите шаги 4-7 с каждым из них:
-обнаружьте
позитивное намерение их поведения;
-идентифицируйте ресурсы или выборы, нужные им;
-найдите у себя на линии времени и заякорите нужные им ресурсы и
передайте им их.
-
Оживите и
проживите запечатленный опыт с позиции каждого из этих значимых
людей, используя найденные для них ресурсы (2-я позиция).
-
Проживите опыт
со своей собственной перспективы (1-я позиция)
с уже достигнутыми на предыдущих шагах (для себя и для других)
ресурсами. Пройдите через новый опыт достаточно раз, чтобы он стал
таким же сильным, как ваше предыдущее впечатление (импринт).
Пронесите новые ощущения вперед во времени через все прошлые
ситуации до настоящего времени. Быстро прокрутите кино из прошлого в
настоящее.
-
Проверка.
Посмотрите на вашу линию времени и на ваши изменения со стороны и
проверьте, насколько Вы удовлетворены проделанной работой.
-
Подстройка к
будущему.
"Свободное" управление ресурсами.
На своих семинарах я технику "Изменение Личностной
Истории" использую для интеграции. И предлагаю после определения 3-х -
5-ти проблемных ситуаций в прошлом изменить эти ситуации любым
известным способом или техникой. Можно использовать не только коллапс
якорей как в оригинале, но и сдвиг субмодальностей, вариации на тему
"Взмаха", "Интеграцию Конфликтующих Частей" и т.д.
"Переоценка прошлого 1".
Давайте поиграем немного с моделью причин. Например, мы
можем сделать доступ к проблемным ситуациям бессознательным, а для
управления ресурса использовать вариант с управлением элемента
состояния. За "элемент" возьмём ассоциацию – диссоциацию.
Таким способом можно работать даже не с конкретными
переживаниями, а с оценками периодов жизни.
-
Период.
Определите период времени, который вы воспринимаете как "проблемный",
"трудный" или "неприятный". Это может быть связано только с каким-то
человеком, местом и т.д. Например "работа в такой-то фирме",
"взаимоотношения с Алексеем" и т.д.
-
Линия времени.
Представьте себе участок соответствующий участок линии времени
-
Набор ситуаций.
Пройдитесь по этому участку линии времени, отмечая ситуации, которые
были в это время.
-
Сортировка.
Ещё
раз пройдитесь по этому участку линии времени, но при этом сортируя
ситуации.
Те,
которые вы оцениваете скорее как дискомфортные, вынесите за пределы
линии времени и представьте в виде экранов, на которых "демонстрируется
фильм об этих событиях". Важно, что вы видите себя на этих экранах
диссоциированно.
Ситуации, которые вы оцениваете скорее как комфортные, расположите прямо
на линии времени.
-
Перепроживание.
Ещё
раз пройдитесь по этому участку линии времени, но при этом более
"внимательно" перепроживайте ситуации, которые находятся на линии
времени. Так же пересмотрите ситуации, которые вам показывают на
экранах. Можно подрегулировать интенсивность переживания, приближая –
отдаляя эти экраны.
Если нужны ещё ресурсы для комфортного восприятия, сойдите с линии
времени и создайте мощный ресурсный якорь, потом вернитесь и пройдитесь
вновь, используя этот положительный якорь по мере необходимости.
-
Экологическая
проверка.
Может
ли повредить вам такая переоценка событий?
Если да – вернитесь и ещё раз пройдите шаги 3-5 и произведите
необходимые изменения.
-
Привязка к
будущему.
Что
дал вам этот процесс? Как изменится ваше будущее?
"Переоценка прошлого 2".
Если вам нужно работать с конкретными переживанием можно
просто определить ряд ситуаций, связанных с данным дискомфортным
переживанием. Тогда, в пределах условий, данный вариант техники будет
выглядеть так:
-
Период.
Определите период времени, который вы воспринимаете как "проблемный",
"трудный" или "неприятный". Это может быть связано только с каким-то
человеком, местом и т.д. Например "работа в такой-то фирме",
"взаимоотношения с Алексеем" и т.д.
-
Линия времени.
Представьте себе участок соответствующий участок линии времени
-
Набор ситуаций.
Пройдитесь по этому участку линии времени, отмечая ситуации, которые
были в это время.
-
Сортировка.
Ещё
раз пройдитесь по этому участку линии времени, но при этом сортируя
ситуации.
Те,
которые вы оцениваете скорее как дискомфортные, вынесите за пределы
линии времени и представьте в виде экранов, на которых "демонстрируется
фильм об этих событиях". Важно, что вы видите себя на этих экранах
диссоциированно.
Ситуации, которые вы оцениваете скорее как комфортные, расположите прямо
на линии времени.
-
Ресурсный
якорь.
Создайте мощный ресурсный якорь.
-
Перепроживание.
Ещё
раз пройдитесь по этому участку линии времени, но при этом более
"внимательно" перепроживайте ситуации, которые находятся на линии
времени. Так же пересмотрите ситуации, которые вам показывают на
экранах. Можно подрегулировать интенсивность переживания, приближая –
отдаляя эти экраны. По мере необходимости задействуйте ресурсный якорь
из шага 4.
-
Проверка
работоспособности.
Представьте себе, что в ближайшее время вы попадаете в ситуации, в
которых раньше вы испытывали дискомфортное состояние из шага 1.
Что изменилось?
Если
изменения недостаточны, ещё раз пройдитесь по шагам 4-5.
-
Экологическая
проверка.
Может
ли повредить вам такая переоценка событий.
Если
да – вернитесь обратно на "рабочий" участок линии времени и произведите
необходимые изменения.
-
Привязка к
будущему.
Что
дал вам этот процесс? Как теперь изменится ваше будущее?
"Переоценка прошлого 3: дигитальный вариант".
Ассоциироваться – диссоциироваться можно используя
дигитальный канал. При этом ассоциация будет выражаться в речи от
первого лица: "Я говорю", а диссоциация в речи от третьего лица:
"этот человек говорит" или безлично: "происходит разговор".
-
Период.
Определите период времени, который вы воспринимаете как "проблемный",
"трудный" или "неприятный". Это может быть связано только с каким-то
человеком, местом и т.д. Например "работа в такой-то фирме",
"взаимоотношения с Алексеем" и т.д.
-
Набор ситуаций.
Создайте список ситуаций относящийся к этому периоду времени. Поместите
в этот список все ситуации, которые вы можете вспомнить относительно
этого периода времени и любой вашей оценки: положительной, отрицательной
или нейтральной.
-
Сортировка.
Разделите лист на три части вдоль.
В
левую часть запишите ситуации, которые вы оцениваете как положительные.
Они должны быть записаны в виде: "я делаю …" – то есть от первого
лица.
В
среднюю часть запишите ситуации, к которым вы относитесь нейтрально. Они
могут быть записаны как от первого лица, так и безлично: "происходит
встреча…".
В
правую часть запишите ситуации, которые вы оцениваете как отрицательные.
Они должны быть записаны либо в форме от третьего лица: "этот человек
говорит" или безлично: "происходит разговор".
-
Ресурсный
якорь.
Создайте мощный ресурсный якорь.
-
Перепроживание.
Подробно расскажите о ситуациях из списка, обязательно в заданном лице.
При рассказе о неприятных ситуациях при необходимости задействуйте
ресурсный якорь из п.4.
-
Проверка
работоспособности.
Представьте себе, что в ближайшее время вы попадаете в ситуации, в
которых раньше вы испытывали дискомфортное состояние из шага 1.
Что изменилось?
Если
изменения недостаточны, ещё раз пройдитесь по шагам 3-4.
-
Экологическая
проверка.
Может
ли повредить вам такая переоценка событий.
Если
да – вернитесь обратно на "рабочий" участок линии времени и произведите
необходимые изменения.
-
Привязка к
будущему.
Что
дал вам этот процесс? Как теперь изменится ваше будущее?
|