АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА

ВЛИЯНИЕ И УСПЕХ

В ОСНОВЕ ВСЕХ ПРОГРАММ - NLP ТЕХНОЛОГИИ 

 

Статья 1

 

Домашняя
Вверх

Психологическое консультирование

Тренинги

Тренинг тренеров

Расписание тренингов

Каталог ссылок

Гостевая книга

Луиза Хей - книги

Конструктор аффирмаций

Сообщество НЛП

Новости

Сертификационный тренинг Психотехнологии влияния и успешности

Новые программы обучения            Школа эффективного менеджера

Новый Тренинг: "Применение НЛП в продажах".

Новый Тренинг:          Тренинг партнерских отношений "ОН и ОНА: как найти друг друга и построить жизнь вместе"

 

 Content.Mail.Ru Rambler's Top100

 УралWeb. Регион в Интернете   Яндекс цитирования

   

Психология 100  Сервис авто регистрации в
каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, 
photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог 
сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов

MyCounter - Ваш счётчик  Рассылка 'NLP - : статьи, обзоры,техники, тренинги и анонсы.'

 

Командообразование статья 1.

 

            Любая группа проходит в процессе взаимодействия ее членов между собой несколько этапов. На определенном этапе развития можно говорить о том, что группа сформировалась в команду. Мы можем называть группу командой тогда, когда ее члены начинают взаимодействовать в рамках деятельности предприятия, исходя из его задачей и целей. Иначе, деятельность членов группы, даже направленная на достижение общей цели, может быть названа компанией, так как цели этой группы могут расходиться с целями организации.

            Если отвлечься от искусственно созданных идеальных моделей команд, команду можно построить в любой компании, на любом предприятии. Но при этом необходимо знать, на каком этапе развития находится данное предприятие и каковы цели и задачи руководителя, под которого будет строиться команда. В реальности команда всегда строится под конкретного лидера. Поэтому приходится учитывать, что именно он понимает под командой, каковы его запросы, с какой группой ему будет комфортнее работать. А не навязывать ему идеальную модель, итогом внедрения которой может быть идеально построенная оппозиция реально существующему руководителю предприятия. Но есть одно условие построения подобной команды — руководитель должен захотеть слушать и слышать подчиненных, а также, хотя бы частично, раскрыть и свои планы перед ними.

             Можно сказать, что руководитель, который почувствовал недостаток команды на предприятии, интуитивно почувствовал начало скрытого конфликта. И чем раньше подобная интуиция сработала, тем мудрее можно считать подобного руководителя. Что является симптомами начала скрытого конфликта? Приведем примеры проявления подобных симптомов на некоторых предприятиях, с которыми нам довелось работать:

·         непонимание и несогласованность целей предприятия на разных уровнях иерархии;

·         личные цели сотрудников, в большинстве своем, начинают преобладать над общими целями предприятия. Сотрудники начинают работать больше на себя, чем на предприятие.

·         непонимание сотрудниками того, что на данный момент происходит на предприятии;

·         недораспределение функции: у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие;

·         руководство недостаточно внимания уделяет оценке деятельности подчиненных, односторонне выстроена система мотивации (только материальное стимулирование или наказание);

·         недостатки в системе делегирования: сотрудники недостаточно подчиняются, руководители неудовлетворительно руководят;

·         несогласованность работы подразделений между собой;

·         неверие в возможность достижения общих целей.

         Если есть хотя бы несколько из перечисленных симптомов скрытого общекорпоративного конфликта, следует подумать о проведении командообразования, начиная с верхнего уровня руководства.

         Для подобного мероприятия необходимо пригласить специалистов. Руководитель при этом должен помнить, что процесс командообразования заключается не только в проведении тренинга, а включает в себя четыре этапа.

 

Первый этап — диагностический

         Что необходимо знать руководителю, чтобы понять, какой продукт под названием «Тим-Билдинг» предлагают консультанты и насколько результат их работы будет эффективен для предприятия или компании? В первую очередь, он должен получить полную информацию о том, что будут исследовать консультанты и для чего они это будут делать.

         Для начала, следует провести интервью с руководством предприятия, чтобы понять, какая команда ему необходима, на каком этапе развития находится предприятие и для каких целей и задач руководству необходимо командообразование. Уточняется, что понимают под командой генеральный директор и каждый из топ-менеджеров, а также — какие результаты они хотят получить.

Приведем фрагмент такой диагностики.

           Предприятие среднего бизнеса. Проинтервьюированы 12 топ-менеджеров и генеральный директор. Выяснилось, что генеральный директор работает на предприятии полгода, а до него сменилось три генеральных директора с периодичностью в два года. Эти замены приводили к тому, что каждый раз с предприятия уходило примерно 50 % топ-менеджеров и 30 % руководителей среднего уровня. Нынешний генеральный директор среди проблем предприятия назвал недостаточную передачу информации как на горизонтальном, так и на вертикальном уровнях управления. Акцент был также сделан на то, что среди топ-менеджеров отсутствует командный дух в управлении предприятием, а сам генеральный директор не находит понимания среди большинства его новых подчиненных. При этом предприятие работает ровно, но сдвига к завоеванию новых сегментов рынка не происходит и есть вероятность потерять уже имеющиеся позиции, если конкуренция продаваемого предприятием продукта усилится.

           Каждый из топ-менеджеров, в том числе и генеральный директор, при формулировании понятия команды под ним понимал решение собственных задач на предприятии. Примеры таких формулировок:

·         «Команда — слаженный коллектив, который может генерировать идеи и решать поставленные задачи. Меньше вопросов, больше действий».

·         «Команда нужна для упрощения решения вопросов. Единые рамки стандартов и распределение ответственности при принятии решений».

·         «Команда — это люди, сплоченные одной идеей, которую достигают вместе».

·         «Команда — это поддержка и взаимосвязь. Желание и готовность помочь. Не только формальное объединение людей, но и эмоциональное».

·         «Команда — это люди, объединенные единым духом при обязательной вертикальной иерархии».

          Во время интервью с руководителями выяснялось, для чего им нужна команда. Ответы были следующие:

·         «Команда нужна для упрощения решения вопросов. Единые рамки стандартов и распределение ответственности при принятии решений».

·         «Команда нужна для того, чтобы старые сотрудники предприятия и вновь пришедшие смогли сработаться».

·         «Необходимо всем знать цели и задачи предприятия. Генеральный директор должен их раскрыть. Для этого нужна команда, чтобы поняли и приняли».

·         «Сотрудники должны понять, что работа в команде выгоднее, чем личное первенство».

·         «Я хочу понять, кто игрок команды, а кто не игрок. Нужно не настаивать на решении задачи, а решать ее сообща».

·         «Команда нужна, чтобы уйти от собственных амбиций и начать работать на общие цели предприятия».

·         «Команда нужна, чтобы посмотреть на всех „топов“ вместе и понять, насколько мы можем быть вместе. Насколько мы можем объединиться вокруг генерального директора. Чтобы мы научились говорить на одном, понятном всем языке».

           Обобщение результатов проведенной диагностики показало наличие скрытого конфликта между вновь назначенным генеральным директором и частью топ-менеджеров, длительное время работающих на предприятии. При этом у всех опрошенных сотрудников была высокая заинтересованность в улучшении состояния дел на предприятии и готовность принять активное участие в этом процессе. Отношение сотрудников к предстоящему процессу формирования команды было положительным, но недостаточно осознанным. Руководители перечисляли широкий спектр задач, которые они надеялись решить на предприятии в результате формирования команды.

 

Второй этап — выделение целей

         На этом этапе нами были обобщены полученные данные и сформулированы основные цели и задачи формирования команды. Основной целью стало создание команды из топ-менеджеров, работающих на предприятии длительное время, и вновь пришедших, включая генерального директора, который выступает в роли ее лидера.

Среди выделенных задач были:

·         выработка общего языка для поддержания взаимопонимания между сотрудниками;

·         выработка целей и задач предприятия на ближайший период развития;

·         осознание негласных правил общения на предприятии и добавление необходимых правил для более эффективной работы команды.

 

Третий этап — проведение тренинга командообразования

           На основе выделенных и согласованных с заказчиком целей и задач был разработан план тренинга, в котором должны были участвовать все 12 топ-менеджеров и генеральный директор. Тренинг проводился в течение четырех дней на выезде. Это было необходимо, чтобы погрузить сотрудников в другую атмосферу и дать им возможность раскрыться в неформальной обстановке.

            Подобный тренинг включает в себя четыре обязательных уровня, которые любая группа, независимо от состава, проходит обязательно:

Первый уровень — «разминочный»

           Это уровень сближения сотрудников в процессе выполнения каких-либо специальных заданий. Даже если участники тренинга проработали вместе на предприятии долгое время, они видят друг друга только с одной стороны. Когда они попадают в другую, неформальную обстановку, они открывают друг друга заново. Отношения становятся более эмоциональными, и этот эффект усиливается от успешного выполнения заданий.

          Как правило, на этом уровне большинство тренингов командообразования заканчиваются. Все довольны, сообща хорошо провели время. Но если на предприятии уже есть «скрытый конфликт», то тренинги, законченные на первом уровне развития группы, ничего не изменят.

           Однако даже если скрытый конфликт на предприятии отсутствует, то улучшенная эмоциональная обстановка и усиление неформального общения среди сотрудников может привести к образованию «компании». Сотрудники начнут получать удовольствие от общения друг с другом. Как правило, подобное общение происходит в рабочее время, что уменьшает производительность сотрудников и делает их менее управляемыми. Поэтому для формирования команды, работающей на цели предприятия, необходимо прохождение всех четырех уровней группового развития.

Второй уровень — «конфликт»

        Как правило, зародыши конфликта и так в скрытой форме есть на предприятии. Но для того, чтобы менеджеры вышли на этот уровень управляемо, тренеры провоцируют проявление конфликта. Необходимо, чтобы участники начали открыто проговаривать свои личные цели и одновременно осознавать цели общегрупповые. Важно, чтобы конфликт был «выговорен» и осознан. Только после этого можно переходить к следующему уровню.

Третий уровень — «конструктивный»

         На этом уровне происходит анализ того, что каждый из членов команды сказал и сделал во время предыдущих уровней. Проведенный под руководством тренера правильный анализ помогает участникам проработать свои отрицательные эмоции, осмыслить причины противоречий и вывести группу из состояния конфликта. Участники тренинга формулируют и принимают общегрупповые (на данном этапе уже командные) цели, обучаются конструктивному управлению конфликтами.

Четвертый уровень — «продуктивный»

          На этот уровень команда приходит, когда у участников сформировано умение анализировать происходящее и заложены навыки разрешения конфликтных ситуаций. Это закрепляется в заданиях, требующих взаимодействия всех сотрудников уже на уровне более высокого качества. Так, команда начинает достаточно быстро решать производственные проблемы, строить планы, взаимодействовать слаженно и оперативно. Важно, чтобы эти навыки были перенесены и закреплены в непосредственной профессиональной деятельности сотрудников. Поэтому, после тренинга необходим этап адаптации команды к реальным условиям работы на предприятии.

 

Четвертый этап — адаптация сформированной команды и ее работа в условиях предприятия.

        На этом этапе важна слаженная работа как внешних консультантов, так и менеджеров по персоналу данной компании. В процессе формирования команды необходимо включить в число топ-менеджеров директора по персоналу предприятия. Участие в подготовительном этапе, а затем в тренинге позволит ему увидеть менеджеров более объемно и понять, какие цели и задачи на предприятии будет решать сформированная команда.

        На этом этапе важно формализовать новые формы общения, созданные сотрудниками во время тренинга. Например, можно вводить четкие схемы документооборота, предложенные командой топ-менеджеров, изменять функции и взаимоотношения между отделами предприятия. Можно перейти к созданию оперативных команд из сотрудников разных отделов для решения кратковременных задач предприятия. Каждый из топ-менеджеров может пересмотреть взаимоотношения со своими подчиненными и более осознанно отнестись к возникающим конфликтным ситуациям как внутри отделов, так и между ними. Можно выработать новые инновационные проекты развития предприятия, учитывая опыт вновь пришедших сотрудников и знание особенностей рынка постоянными.

        В зависимости от целей и задач предприятия на этапе адаптации происходит внедрение и формализация новых форм взаимодействия.

       На этом этапе команда может работать самостоятельно. Консультанты раскрывали механизмы и процессы, происходящие в группе, а затем и в команде. Поэтому внешние консультанты на этом этапе выступают в роли экспертов и наблюдателей Процесс командообразования тесно связан со спецификой предприятия и требует от каждого участника оптимальной отдачи. Но «игра стоит свеч», так как сформированная команда решает проблемы, которые ранее казались неразрешимыми, предприятие выходит на новый уровень развития, увеличиваются прибыли. И все это происходит при минимальных затратах времени и материальных ресурсов.

 

 
 
                                                                                                               

NLP. Психология. Консультирование. Коррекция состояний. Тренинги. Лекции. Семинары. Практические занятия. Персональный коучинг. Корпоративный коучинг.  

Организации, осуществляющие сотрудничество с Академией тренинга

            Южно-Уральское УВД на транспорте, Модельное агентство «Aelite» 

      Нам можно написать или позвонить:                             

    psy-treningcentr@mail.ru (351)795 03 81сотовый 8 902 602 08 65

                                           
© 2005-2007    Иванов Валентин Дмитриевич                         АКАДЕМИЯ ТРЕНИНГА
Дата изменения: 10.07.2007                                                                                                                                           



Hosted by uCoz